составила Ольга Белоусова

ВЫПИСКИ ИЗ РАЗЛИЧНЫХ АРХИВОВ ОБ ИПЦ.

 

 

«…Именно Центральное Черноземье являлось регионом наибольшего распространения отколовшегося от Московской Патриархии движения «истинно-православных христиан»[1], особенно враждебно относящихся к советской власти и поэтому лояльно встретивших приход Вермахта[2].

 

Их позиция сыграла свою роль в том, что в Брянской области 19 июля 1942 г. по приказу командующего танковой армии в качестве эксперимента был образован русский самоуправляющийся округ Локоть, охватывавший 8 районов с населением 502 000 человек. Возглавлял его обер-бургомистр Каминский — ранее инженер, а затем секретарь погибшего 8 января 1942г. в борьбе с партизанами прежнего бургомистра Локтя К. Воскобойникова.

 

В звании бригадного комиссара Каминский руководил также русской бригадой, состоявшей из 14 батальонов общей численностью в 9—12 тыс. солдат с 15 танками и 30 орудиями, которая сражалась с партизанами. В этой бригаде было несколько священников «истинно-православных христиан» (ВА (Бундесархив), R6/18. B1. 158-159).

 

В докладе 7-го отдела группы армий «Центр» от 25 мая 1943 г. говорилось о распоряжениях Каминского в церковной области: «Следует упомянуть приказ от 12.12.42, обеспечивший проведение в школах рождественских праздников, к которым каждый ребенок мог потратить 3 рубля из государственных средств на елочные украшения. Преподавание религии не было введено в школах.

 

Однако Каминский считает уместным религиозное обучение молодежи священниками и вообще проявляет большой интерес к церковным делам. Так, в приказе от 28.9.42 г. он распорядился о повсеместном восстановлении церквей, и во многих местах видны воссозданные церкви или соответствующие работы». Каминский также пытался основать политическую партию, ставящую своей целью «создание народами России собственного суверенного государства с сильной центральной властью» (ВА (Бундесархив), R6/309. B1. 29-35)…

 

В отношении же «истинно-православных христиан» Центрального Черноземья в 1944 г. органами НКВД была проведена широкомасштабная карательная акция, санкционированная Сталиным. 15 июля одновременно из 87 населенных пунктов Воронежской, Орловской и Рязанской областей 1673 человека насильственно переселили в Сибирь и на Алтай…

 

В Орловской области положение было сходно с соседней Брянской областью.

Журналист В. Д. Самарин, живший в годы оккупации[3] в Орле, вспоминал: «Проснулось, всплыло на поверхность души спрятанное глубоко при большевиках религиозное чувство. Молящиеся переполнили церкви, по деревням носили чудотворные образы. Молились так, как давно не молились. Не было семьи, в которой не было бы своего горя, не было бы жертв... Молились истово! Мне не забыть первого посещения церкви в Орле. Мы пришли всей семьей, с женой и дочерью, которая входила в церковь первый раз в жизни. Когда мы вошли, я вдруг увидел, как у дочери, у этого маленького человека, впервые вошедшего в храм, побежали по щекам слезы».

 

К 15 апреля 1942 г. в городе было открыто 4 храма, а в Орловском районе 10, причем к освящению готовились храмы еще в 14 селах. Осенью же 1942 г. монахиня Антония (Чиненова) возродила в Болхове женский монастырь, собрав более 35 женщин, ищущих иноческой жизни. В это время при орловском кафедральном соборе проводились семинары с молодежью по Закону Божию, лекции о христианской религии читал заведующий городской библиотекой профессор Весновский, немного позднее открылись пастырские курсы на 40 человек и т.д.

 

Священнослужители Орла, так же как и смоляне, в сентябре 1942 г. обратились к митрополиту Серафиму (Ляде)[4] с просьбой «прислать правящего епископа в уже много лет вдовствующую Орловскую епархию»…

 

Всего же в районах РСФСР, оккупированных немцами, открылось, по подсчетам автора, примерно 2150 храмов: около 470, как уже отмечалось, на Северо-Западе, в Курской области — 332, Ростовской — 251, Краснодарском крае — 229, Ставропольском — 127, Орловской области — 108, Воронежской — 116, Крымской — 125, Смоленской — 63, Брянской — 67, Сталинградской — 8, Тульской — 8 и не менее 200 в Орджоникидзевском крае, западной части Московской, Калужской и Белгородской областях (ГАРФ, ф. 6991, оп. 1 д. 3, л. 215—216; Гордун С. Указ. Соч. С. 45; Русская православная церковь стала на правильный путь // Исторический архив. 1994. №4. С. 102—103).

 

Кроме того, было создано 6—7 монастырей — 2 в Вырице, 1 или 2 в Курске, по 1 в Рославле, Болхове и Георгиевский монастырь в Крыму.Å

 

 

№707/6        Совершенно секретно          7 июля 1944 г.            Экземпляр №3            ГКО товарищу Сталину И.В.

 

НКГБ СССР выявлена антисоветская сектантская организация «Истинно-православных христиан», состоящая в основном из бывших кулаков и ранее судимых за антисоветскую деятельность. Группы этой организации имеются в некоторых районах Рязанской, Воронежской и Орловской областей.

 

Активные участники организации находятся на нелегальном положении, а рядовые участники живут в домах с замурованными окнами, мужчины отпускают волосы, женщины отвергают брак, но в своей среде ведут распутный образ жизни[5].

 

Сектанты ведут паразитический образ жизни и проводят антисоветскую работу: налогов не платят[6], от выполнения государственных обязательств и от службы в Красной армии[7] уклоняются, на вызовы в советские органы не являются, соответствующих документов не принимают. Из-за боязни советского влияния на детей участники организации не пускают их в школу и воспитывают в духе враждебности к советской власти.

 

Аресты активных участников не оказывают должного воздействия на членов организации в силу существующего у них поверия: «Кто арестован и сидит в тюрьме, тот избран богом, находится на кресте и тому обеспечено царство небесное».

 

Учитывая разлагающее влияние этой организации на колхозы ряда районов Рязанской, Воронежской и Орловской областей, НКГБ СССР принял решение - участников организации «ИПХ» вместе с членами их семей переселить в Омскую, Новосибирскую области. Алтайский и Красноярский края, рассредоточив их там в нескольких спецпоселениях, где они будут находиться под наблюдением НКВД.

 

Переселению подлежат: из 62 населенных пунктов десяти районов Рязанской области - 416 хозяйств - 1323 человека; из 18 населенных пунктов пяти районов Воронежской области - 99 хозяйств -274 человека; из 7 населенных пунктов двух районов Орловской области - 22 хозяйства - 76 человек. Всего - 1673 человека.

 

Переселение будет проведено 15.VII 1944 по персональным спискам, составленным УНКГБ Рязанской, Воронежской и Орловской областей, на основании проверенных данных, подтверждающих принадлежность переселяемых к организации.

 

Прошу Вашего согласия.

 

Народный Комиссар Внутренних Дел Союза ССР        Л.Берия

 

Основание: докладная записка НКГБ СССР т. Меркулова №1723/мот11/У-1944г.*

 

 

 

Обращение духовенства Орловской епархии к митр. Серафиму (Ляде) с благодарностью за оказанную помощь и просьбой прислать епископа

Орел, октябрь 1942 г.

До сего времена Орловская епархия не возглавлена епископом, но несмотря на это, как и на все трудности военного времени, церковная жизнь в гор. Орле и в окрестностях успешно развивается благодаря росту религиозного чувства в народных массах, а равно и успешной деятельности временного Церковного Управления и местного духовенства.

 

Раньше здесь чувствовался большой недостаток св. антиминсов, которые теперь уже получены от Митрополита Германского и Берлинского.

 

Недавно в одно из воскресений настоятель Орловского кафедрального Богоявленского собора о. протоиерей Александр Кутепов в сослужении 4-х пресвитеров собора и протодиакона при большом стечении верующих отслужил молебен с акафистом Сладчайшему Иисусу с водоосвящением и торжественное освящение иллитонов для св. антиминсов, присланных Митрополитом Берлинским и Германским. В тот же день после Литургии был отслужен там же благодарственный молебен с многолетием Высокопреосвященнейшему Серафиму, Митрополиту Берлинскому и Германскому со всей его богохранимой паствой.

 

Церковные деятели оттуда пишут: «...Прошли годы безрадостных дней, тяжелых испытаний, ниспосланных Господом Богом нашей Св. Православной Церкви, годы жесточайших гонений со стороны неверных потомков распинателей Христа Спасителя, гонений по силе своей превосходящих все, что до этого знает история христианских церквей. Гонения эти не ослабили Св. Церкви, а еще более укрепили Ее внутреннюю духовную мощь. Всему миру явлены образы мужества и стойкости в Вере Архипастырей, пастырей, монашествующих и верующих чад нашей Церкви Христовой. Эти образы мужества и твердости вызывают восхищение и любовь всех народов и послужили к Ее славе и величию.

 

Сейчас воссоздаются у нас из развалин храмы. Как много сейчас жатвы и как мало осталось деятелей ее. Достаточно сказать, что на освобожденные смежные епархии — Орловскую, Курскую и Смоленскую — нет ни одного православного Епископа, мало пастырей Церкви, от мрачного прошлого остались следы антихристианского воспитания даже в среде нашей — пастырской.

 

Трудная и ответственная работа лежит на тех, кто призван будет созидать камень за камнем здание Св. нашей Церкви.

 

И в такие минуты тяжелого раздумия мы неоднократно в молитвах просим Пастыреначальника нашего Господа Иисуса Христа ободрить нас. Господь внял молитве нашей, за тысячи километров получили мы от Митрополита Берлинского и Германского Св. Антиминсы, как знак его Архипастырского благословения. И мы чувствуем себя уже не одинокими. Мы не случайное собрание пресвитеров! Мы сознаем себя уже как Церковь, имеющую Архипастыря, который, мы чувствуем и осязаем это, живет с нами мысленно, радуется в радостях наших и скорбит о печалях наших...»

 

Священноцерковнослужители гор. Орла обратились с просьбой к Его Высокопреосвященству Высокопреосвященнейшему Серафиму, митрополиту Берлинскому и Германскому, прислать правящего епископа в уже много лет вдовствующую Орловскую епархиюÅ.



[1] это утверждение принадлежащего к МП «крещенного» иудея М.В. Шкаровского, автора многочисленных монографий по истории Русской Церкви, практически монопольно занимающегося разработкой этого пласта отечественной истории, нужно категорически отвергнуть. Исторические факты неопровержимо свидетельствуют совершенно об обратном – об отпадении т.н. Московской Патриархии от Русской Православной Церкви, которую в те годы и являли «движение “истинно-православных христиан”», т.е. Катакомбная Церковь, и духовно единая с ней Русская Православная Зарубежная Церковь (РПЦЗ) – прим. сост.

[2] Сухопутные вооруженные силы Германского Рейха – прим. сост.

[3] в годы освобождения от большевицкого ига – прим. сост.

[4] Правящий Архиерей Германской Епархии РПЦЗ Высокопреосвященнейший Митрополит Германский и Берлинский Серафим (Ляде) – прим. сост.

Å М.В. Шкаровский «Нацистская Германия и Православная Церковь», М., 2002 г.

[5] характерный пример клеветы спецслужб антихристова режима на Исповедников веры Христовой прим. сост.

[6] здесь и далее выдел. сост.

[7] Священномученник архиеп. Андрей (Ухтомский) назвал в 1918 г. Красную армию, ея же память ныне совершает Дроздов-Ридигер "сворой международной сволочи" - http://www.portal-credo.ru/site/?act=news&type=forum&id=31057#lst.

* ГАРФ, ф. Р-9401сч. оп.2, д.65, л.305-306. Копия.

Å М.В. Шкаровский «Политика Третьего рейха по отношению к русской Православной Церкви в свете архивных материалов 1935-1945 годов», М., 2003 г.



Hosted by uCoz