Савостьянова О.П.
Певческие
рукописи из собрания молитвенного дома
во имя вмч.
Георгия села Коломенского Московской обл.
(из собрания
ГХИАПЛМЗ “Коломенское”)
В собрании
музея “Коломенское” хранится небольшая коллекция певческих рукописных и печатных
книг. Среди них особенно выделяются певческие рукописные книги из собрания
старообрядческого молитвенного дома во имя вмч. Георгия села Коломенского
Московской области1.
Многочисленные
архивные документы содержат сведения о нескольких старообрядческих общинах
разных направлений, издавна существовавших в селе Коломенском: общины
беглопоповцев, неокружников и окружников-рогожцев, общины беспоповцев, общины
“бабушкиной веры”2. Молитвенный дом во имя вмч. Георгия находился на
Овражной улице и принадлежал беглопоповской общине.
В 20-30-е
годы XX в. в общину старообрядцев-беглопоповцев входило до 500
человек3: в селе Коломенском — 40 домов, в Дьякове — 4 дома, в
Нагатино — 2 дома, в Садовниках — 4 дома, в Перерве — 1 дом, в Печатниково — 3
дома и в Москве несколько домов — все они состояли в приходе молитвенного дома
во имя вмч. Георгия. Попечителем общины был Николотов Иван Иванович, живший в
с.Коломенском на ул. Овражная в доме № 6. Дьяком на клиросе был Шипкин Михаил
Иванович, житель Садовой слободы. Архивные документы 30-х гг. сообщают фамилии
некоторых прихожан: Гороховы П.И. и В.В., Гусев К.В., Капырина Н.И., Карасев
П.И., Минин И.А., Перетряхин И.И., Родин С.П., Фарафонов Ф., Шипкин М.И., Шипкин
Ф.М. и др.
Моленная
беглопоповцев в сер. ХIХ - нач. ХХв. располагалась в доме деда И.И. Перетряхина.
Документов о более раннем периоде существования беглопоповской моленной в
настоящее время нами не обнаружено. В нач. ХХв. на собранные деньги был построен
молитвенный дом на ул. Овражная, который жители называли
“перетряхинским”.4
В фондах
музея “Коломенское” хранятся три фотографии, на двух5 — общие виды молитвенного дома,
построенного в 1908-09г.6 и маленькая, плохо сохранившаяся
фотография,7 на которой мы видим Сигова Н.К. — священника,
приглашенного общиной в 1925г.8
Никола
Константинович Сигов родился в 1885 г. в семье бедняка в с.Клинцы Херсонского
уезда Одесской обл. В двенадцать лет “ушел-уехал от родителей в г.
Елисаветград”, где поступил прислужником в церковь. Через четыре года он уезжает
в беглопоповский монастырь в Климове-посаде Черниговской губ., где поступает в
духовную пастырскую школу и продолжает прислуживать в церкви. В 1905 г., после
окончания школы, уезжает в г.Чернигов и устраивается там псаломщиком
старообрядческой беглопоповской церкви. Затем работал в Тирасполе и Кишиневе
учителем церковно-приходской школы до призыва 1909 г. От службы в армии был
освобожден по льготам и зачислен в ратники второго ополчения. После призыва
продолжал работать учителем церковно-приходской школы в с. Дерлово Курской губ.
В 1911 г. был поставлен во диакона и прослужил в этом сане 8 лет в старообрядческой церкви того же посада
Климово. В 1919 году о.Никола Сигов переехал в г.Новозыбков Черниговской губ.
(ныне Брянская обл.) и в 1920 г. был посвящен в сан священника. С 1920 по 1925
г. служил священником в д. Рубежная Черниговской губ, в июле 1925г. он переехал
на постоянное место жительства в с.Коломенское. О.Никола жил на частной квартире
в доме Евдокии Гробовой по адресу ул. Нижняя, дом №39.
Помимо с.
Коломенского он обслуживал беглопоповские общины в д. Кожухово Московской обл.,
в Павловом посаде, в селах Воробьевка, Донское, Чаплыгино Золотухинского р-на
Курской обл., в гор. Георгиевске,9 а также на Кубани в Актинском р-не
и в Пензенской обл. По словам о.Николы Сигова10 таких, как он, по
всему СССР было в то время еще четыре священника: он в Коломенской общине; в с.
Каверине Спасо-Клепиковского р-на Рязанской обл. — община дворов 200; община
Климова посада — дворов 200, община в с. Лужках Стародубского р-на — дворов 200;
в Забайкалье — приходов более 10 сел общим числом верующих до 30 тыс. человек. В
1935 г. Н.К.Сигов был обвинен в “антисоветской пропаганде” по ст.58, п.10 УК, но
был освобожден за неимением состава уголовного преступления. В 1939 г.
молитвенный дом на ул. Овражной был закрыт11 и в музей “Коломенское”
поступили конфискованные предметы: иконы, книги.
Эти книги и
сегодня представляют несомненный научный интерес, поскольку могут показать жизнь
старообрядческой певческой традиции, какой она была 100-200 лет назад. Певческие
книги имеют в основном переплеты из деревянных досок, обтянутых темно-коричневой
и светлой кожей, на которую нанесено орнаментальное тиснение и тисненые клейма с
названиями книг на корешках. На некоторых книгах сохранились литые медные
застежки, на одной книге — металлические жуковины, сберегающие кожу крышек
переплета.
В коллекции
представлены все основные типы певческой крюковой книги, которые использовались
на клиросах для молитвенного обихода и бытовали в многочисленных поповских
старообрядческих приходах. На первый взгляд исследователей, это прекрасно
известный в научном обиходе материал, но рассматриваемые рукописи безусловно
ценны тем, что эта коллекция поступила целиком из одного молитвенного дома, из
них две рукописи до1930г. находились в беглопоповской моленной во имя Казанской
иконы Пресвятой Богородицы в
Москве.
Книги имеют
важные характерные художественные и текстово-певческие особенности. Среди них
основное внимание мы хотим уделить структуре книги, содержанию, редакции
крюкового и поэтического текстов, признакам и отличиям рукописей от поздних
печатных книг.
Коллекция в
основном содержит старообрядческие крюковые певческие рукописи кон. ХVIII - нач.
XX в. Певческие рукописи кон. XVIII, нач. XIX и 3-й четв. ХIХв. написаны на
бумаге в 20 и 40. На бумаге видны многие филиграни во
фрагментах, которые при соединении прочитываются. В рукописях использовалась
бумага русского производства различных сортов. Таблица филиграней приводится в
Приложении №1.
Единственный
тип почерка в рукописях — полуустав, некоторые рукописи написаны двумя (А-505,
А-509) однотипными почерками. Текст во всех рукописях новоистинноречный,
дореформенный, иосифовской редакции12, что свойственно всем поповским
старообрядческим книгам.
В
декоративном оформлении певческих рукописей, выполненном талантливыми мастерами,
имеются элементы и гуслицкого и ветковского письма13. Для
систематизации этих элементов мы сочли целесообразным поместить их в схему (см.
Приложение 2).
Как можно видеть из приведенного в
Приложении материала, в большинстве рукописей прослеживается влияние ветковской
традиции:
- наличие открытых форм в орнаментах и
инициалах;
- цветовая гамма в
основном четырех цветов: вишневого, зеленого, синего, охры; иногда включаются
черный, белый и коричневый цвета;
- наличие таких элементов орнамента, как
конус с косыми полосками, цветы в форме тюльпана, мелкие
ягоды;
- вытянутая вертикально
форма инициалов простого рисунка, с одним или с многочисленными отростками,
инициалы с растительным орнаментом по черному или цветному
фону;
- все детали орнамента даны в движении и
логическом развитии.
В этих рукописях имеется наклон крюков.
Возможно, это взаимосвязанные между собой элементы, но опубликованных наблюдений
по данному вопросу нет. Во всех рукописях в украшениях совмещены традиции
орнамента, восходящие к книгам XVIIв., стиля барокко и народных украшений.
Следует отметить многоцветный растительный орнамент заставок-рамок, заставок,
украшений на полях и различные узорные формы инициалов и концовок
.
Наиболее богато орнаментальное убранство
в рукописях “Октай с Обиходом” (А-505) и “Праздники” (А-507). В “Праздниках”
использовано золочение элементов декора; великолепный, крупный, яркий с золотом
орнамент проходит по всей рукописи: в заставках, в крупных инициалах, в
украшениях на полях. В рукописи “Октай с Обиходом” (А-505) орнамент дается в
развитии: бутон — раскрывшийся цветок — отцветший цветок — ягода. Птицы
изображаются в движении: поющий петушок, птица, чистящая перышки — изображения
даны с характерными особенностями, отражающими фантазию мастера.
Во всех
рассматриваемых книгах можно проследить четкую взаимосвязь между структурой
певческой книги и использованием элементов книжного декора; в распределении
элементов оформления проявляется структурирующая функция украшений — видна
четкая дифференциация разделов книг, выявляются функции декора и его различных
элементов в разных типах книг.
В рукописи
(А-504) “Ирмосы” в начале книги имеется заставка-рамка и в начале ирмоса первой
песни каждого гласа (кроме восьмого) имеются заставки и крупные инициалы. В
“Ирмосах” (А-502) в начале книги на л.1 помещена заставка-рамка, а на л.1об. —
миниатюра. Л.2 — крупный инициал в начале ирмоса первой песни первого гласа и
орнамент на полях, а в начале ирмоса первой песни остальных гласов помещены
средние и мелкие инициалы. В “Ирмосах” (А-503) в начале книги, на л.1об.
помещена заставка-рамка и на л.2 — крупный инициал в начале ирмоса первой песни
первого гласа, в начале ирмоса первой песни остальных гласов помещены заставки и
инициалы. Начало рукописи “Праздники” (А-506) украшено заставкой-рамкой, и далее
перед каждым праздником с Рожества Пресвятой Богородицы до Рожества Христова
перед службами Малой и Великой вечерни имеются заставки и инициалы; с праздника
Рожества Христова по Вознесение Господне имеются крупные или средние инициалы,
заставок нет или оставлено место для заставок перед службами Малой вечерни; с
празника Недели цветоносия и до Успения Пресвятой Богородицы имеются яркие
заставки и крупные инициалы перед службами Великой вечерни. В начале книги
“Праздники” (А-507) перед праздником Рожества Пресвятой Богородицы имеется
заставка-рамка, крупный инициал и орнамент на полях; перед службой Малой вечерни
каждого праздника — заставка и инициал, а в начале службы Великой вечерни —
заставка, орнамент на полях, инициал. В рукописи “Октай с Обиходом” (А-508) в
начале книги помещен красочный горовосходный холм, а перед стихерами каждого
гласа Октая помещен средний киноварный инициал вертикально вытянутой формы
простого узора. Вторая часть книги “Обиход” (л.110) украшена только в начале
многоцветной заставкой и инициалом, а последующие разделы Обихода украшены
средними и мелкими инициалами. В рукописи “Октай с Обиходом” (А-505) перед
стихерами каждого гласа Октая на Малой и Великой вечерни имеются заставки и
крупные инициалы, в начале 5-го гласа (л.42 об., 43) и перед Евангельскими
стихерами (л.80 об., 81) помещены миниатюры, заставки и инициалы. В начале
Обихода имеется заставка-рамка, орнамент на полях, инициал (л.93); в начале
Обихода постного, перед псалмом 136 “На реце Вавилонстей…” помещена миниатюра и
инициал (лл.129 об., 130); перед стихерой 8 гласа “Днесь ад стоня вопиет…” —
миниатюра, заставка, инициал (лл.140 об, 141); перед песнопением Пасхальной
заутрени “Воскресение Твое, Христе Спасе…” имеется миниатюра, инициал и орнамент
на полях. В “Октае с Обиходом” (А-509) в начале каждой части книги помещены
заставки и мелкие инициалы.
Миниатюры
есть в двух иллюстрированных рукописях собрания (А-502, 505), они представляются
нам весьма интересными. Мы подробно остановимся на их описании, чтобы
представить особенности их художественного стиля. В данном случае примечательно
то, что художники, следуя церковному Преданию, одновременно богато и полно
воплотили в рисунках личные творческие представления. Безусловно, здесь нет
художественной строгости в современном понимании, которая характерна, например,
для поповских рукописей, поступивших из моленной в Печатниках (ГХИАПЛМЗК,
А-1435), но эти миниатюры чрезвычайно ценны как исторические и этнографические
памятники, а также потому, что наследуют установившуюся конфессиональную
традицию Ветковкой беглопоповской церкви. До наших дней мы можем наблюдать
подобные же черты в иконописном искусстве мастеров Древлеправославной
церкви14.
В певческих
книгах часто помещаются изображения песнотворцев: Царя Давыда в “Псалтыри”,
Иоанна Дамаскина в “Ирмосах” и др. В “Ирмосах” (А-502) в начале текста помещена
классическая старообрядческая миниатюра с изображением прп. Иоанна Дамаскина. На
миниатюре он изображен сидящим в помещении и пишущим пером ирмос канона “Твоя
победительная десница”. Художник пытается передать объемность фигуры, оставляя
отдельные места не закрашенными. На столе стоит подсвечник со свечой, нож,
чернильница. Стол и сидение имеют узорные ножки с “золотым”15 узором.
Параллельно нижнему краю миниатюры, выше, идут две окрашенные горизонтальные
линии, которые передают глубину пола, выложенного ромбами. Дальняя стена не
окрашена, имеет два закрытых окна с решетками и красивыми наличниками. По
сторонам здания тонкие колонны с базами и капителями, на которые опирается
антаблемент (потолка не видно), галерея с полукруглыми закрытыми окнами с
решетками, выше — кровля с двускатной крышей и маленьким окошком. Здание
украшено по углам вазонами и завершается трубой, из которой идет
дым.16
Наибольшее
количество миниатюр — пять — содержит рукопись “Октай с Обиходом” (А-505).
Четыре из них написаны на сюжеты определенных песнопений и передают их
содержание и главную мысль.17
Миниатюра
“Честным Твоим Крестом” написана в свободной композиции. В центре миниатюры
осьмиконечный Крест — символ победы над адом и смертью, по сторонам его — два
ангела. Ангел слева держит ромбовидное копие и трость с губой, другой простер
руки к древу Креста. Крест стоит на ступенях, ведущих в ад, под ними череп с
одной закрытой (спящей) и другой открытой (бордствующей) глазницами. В нижней
части миниатюры — ад в виде раскрытой пасти и в нем поверженные бес и змей
мытарств с петушиной головой, между ними голова грешника. В верхней части
миниатюры изображено небо с облаками в виде завитков и на нем в левом углу —
солнце, в правом — луна, с человеческими ликами. Лик солнца покрыт не желтой
краской, а розовой — это символ восходящего солнца. Фон не
окрашен.
Миниатюра с
изображением царя Льва Премудрого дана перед крюковым изло-жением Евангельских
стихер. На миниатюре мы видим фрагмент здания. Изображение имеет три части.
Внизу — фрагмент стены, выложенный кирпичами; в верхней части — две башни с
купольными крышами и шатер. Центральная часть миниатюры динамична, движение
передается через волнистые линии занавесей и изображение лестницы, ведущей к
приоткрытой двери. Лестница обозначена полосками двух цветов, видна только
боковая поверхность. Дальняя стена не окрашена. Внутри помещения два светлых
окна с оконными решетками, одно двухстворчатое. В центре — Лев Премудрый с
разноцветной короной, в вишневом
одеянии с “золотой” каймой и поясом сидит на круглой подушке в кресле с высокой
спинкой за столом, покрытым зеленой скатертью с “золотой” каймой, ноги его
покоятся на подножии синего цвета. На столе — горящая свеча в подсвечнике,
чернильница, нож, чистые листы бумаги. Миниатюра помещена в двухцветной рамке.
Во всех миниатюрах мы находим элементы обратной перспективы в изображении
подножий, лестницы, столов, поставленных по диагонали.
Миниатюра “На
реце Вавилонстей…” написана на сюжет 136-го псалма. Широкая, “бурная” река
разделяет два холмистых берега. На дальнем берегу реки сидят иудеи, руки их
прижаты к щекам, эти жесты передают чувства печали, горести, страдания. Художник
поясняет изображение надписью: “Како воспоем песнь Господню на земле чюждей...”.
Певцов охраняют воины вавилоняне, изображенные в одеждах западного покроя, на
каждом - шляпа с пером. Оба воина
держат в руках мечи, у одного из них в руках еще и секира. Рядом текст:
“Воспойте нам от песней Сионских...”. Справа — растущая верба с пышной кроной,
на ветвях висят инструменты: скрипка, рожок, гусли, ниже текст: “На вербии
обесихом органы нашя”.
Псалом 136-ой
имеет особое символическое значение в старообрядческой культуре, которое
проявилось во многих произведениях искусства. В частности, в старообрядческой
среде был создан широко известный духовный стих “Слезы ливши о Сионе…”.18
В нем проводится прямая параллель между рассказом о Вавилонском пленении
иудеев и гонением на старообрядческую церковь на Руси. Миниатюре “На реце
Вавилонстей…” также, как и духовному стиху, свойственно символическое значение,
которое передается простыми художественными средствами: река, разделившая
изображение на две части; холмы с угловатыми формами, притененные вишневой
краской, передающие чувство тревоги. Следует отметить, что вместо древних
иудейских инструментов изображены русские народные, современные периоду раскола,
а воины-вавилоняне изображены в одеждах западного покроя. Эти детали изображения
напоминают о том, что, в понимании старообрядцев, идея и дух церковных реформ
принесены на Русь с католического Запада.19 Для этой миниатюры
характерно типичное свойство народного искусства — максимально реалистичная
передача сюжета в надписях. Историческая традиция изображения миниатюр на сюжет
136-го псалма имеет древние корни, что подтверждает, например, миниатюра в
Киевской псалтыри 1397г. 20
Миниатюра
“Днесь ад стоня вопиет...” иллюстрирует текст стихеры 8-го гласа, поющейся на
вечерне Великой субботы на Господи воззвах. Художник изобразил решетку царства
ада с семью замками. На решетке сидит бес с бородой, который ведет разговор со
стоящим рядом бесенком. Внутри ада за решеткой изображены бесенята с топориками,
вбивающие клинья. Темно-синие и вишневые, как бы раскаленные, прутья решетки
переплетены, на них повешены разной формы замки и вбиты клинья, подчеркивая ее
прочность. В центре рисунка помещен “апокрифический комментарий”, который
объясняет происходящее: “Брате аде, крепися, сила твоя неисповедимая, утроба
твоя несытая. Аще Сего удержим, над всею вселенною будем царствовати”, и ответ
“Прелестниче Вельзауле, не рех ли ти, не приводи зде сына Мариина. Егда бо глас
Его услышах: “Лазаре, гряди вон”, тогда сила моя изнеможе и крепость моя
погибе...”. В подборе текста миниатюры и в изображении проявилась оригинальность
мысли художника. Основной фон миниатюры — цвет охры, верхняя часть окрашена в
нежно-розовый цвет.
Кульминацией
живописно-изобразительного ряда в рукописи является миниатюра на сюжет
песнопений Пасхальной заутрени “Воскресение Твое, Христе Спасе…”. В основе
миниатюры лежит иконографический сюжет “Сошествие во ад”21, в котором
раскрывается смысл Воскресения Господа Исуса Христа как победы над смертью, как
спасения уверовавших в Него от смерти. Волнистые холмы поднимаются над темным
провалом адской бездны. В центре — воскресший Спаситель в мандорле, он как бы
парит над вратами ада. В левой руке Спаситель держит свиток; правой рукой он
выводит Адама, седого старика, из ада; за ним стоят: Авель в звериной шкуре —
первомученик истины, и пророк Даниил. Из ада поднимается Ева, простирая руки, с
перекинутым через плечо краем одежды Адама. За Евой изображена пожилая святая
жена. За Спасителем стоят праведники и святые; справа, поднявшиеся во гробах,
размышляют о случившемся чуде, увенчанные коронами ветхозаветные цари — пророк
Давыд и Соломон, прор. Моисей со Скрижалями Завета, во главе святых Нового
завета — св. Иоанн Предотеча. Дважды изображен разбойник Рах с осьмиконечным
крестом в руках: перед вратами и в раю, беседующий с благообразными старцами
пророками Илиею и Енохом. Над райскими вратами шестикрылый херувим, заграждающий
вход. В нижней части миниатюры изображена пасть ада, справа ангел с “золотыми”
крыльями — с топориком, занесенным над поверженным бесом, которого ангел держит
за бороду. Величественным, торжественным видится симметричное шествие,
подчеркнуто праздничны и цвета миниатюры: вишневый, зеленый, фрагменты
темно-синего и очень много “золотого” цвета.
Две последние
миниатюры могут быть рассматриваемы как единая двухчастная композиция, где
нижней частью художественного пространства является миниатюра “Днесь ад стоня
вопиет…”. Отдельные детали миниатюр объединяют эти два изображения в единый
цикл. На первой миниатюре изображены решетки, не имеющие конца, с замками разной
формы, в миниатюре “Сошествие во ад…” решетки сломаны, замки раскрыты. Мандорла
розового цвета опирается на поверженные врата ада, тот же розовый цвет в верхней
части миниатюры “Днесь ад …”, как бы предвосхищает явление
Спасителя.
Фигура
Спасителя изображена более крупно по сравнению с другими. Двойственная природа
Исуса Христа — божественная и человеческая — в миниатюре подчеркивается двумя
цветами: вишневым и синим. Автор доступными, очень скупыми средствами передает
свет, исходящий от Исуса Христа через переход от вишневого к розовому цвету,
подчеркивая это и графическими приемами — волнообразными и прямыми лучами, идущими к центру. Мандорла — это
обозначение и святости, и царского достоинства. Лучи, сходящиеся к
композиционному и смысловому центру, подчеркивают значимость образа Христа, а
также показывают, что движение людей к раю проходит через Исуса Христа и Им
освящается. Динамика изображения передается как колористическими, так и
пластическими средствами. Миниатюра имеет особую ритмическую организацию по
спирали: от правого темного угла спираль ведет к пасти ада, затем шествие святых
разворачивается по диагонали по направлению к раю, который в цветотональном
отношении является самым светлым местом изображения и композиционно
противоположен темной адской пещере. Перед вратами рая спираль движения
закругляется справа налево и представлена образом благоразумного разбойника
Раха, сначала стоящего перед вратами рая, затем находящегося уже в раю среди
цветущих побегов.22 В верхней части миниатюры, где изображен рай
(“Вечная жизнь”, “осьмый день”, “невечерний день”) логика движения по спирали
нарушается, т.к. в вечности отсутствует линейное движение. Слева мы видим
находящихся в раю и движущихся навстречу Раху пророков Илию и Еноха. Это
изображение символизирует встречу двух заветов — ветхого и Нового — в
воскресении Христа. В композиции миниатюры явственно просматривается идея формы
креста, как развитие сюжета по вертикали и горизонтали. Вертикаль образуется
осьмиконечным крестом, который Рах держит в руках, образом Христа и, внизу,
решетками ада. Горизонталь — это шествие святых.
Цветовая
гамма по мере восхождения постепенно утончается и высветляется. Тяжелые,
насыщенные вишневые и коричневые тона вытесняются легкими: белым, светлой охрой.
Охра на нимбах, коронах, обводке мандорлы, крыльях ангела и одеждах Авеля и
Иоанна Предотечи символизирует “золото” — символический цвет святости
праведников. В нижней части миниатюры — “песчаные” холмы с редкими пучками
растительности, в верхней части — ростки с цветами и ягодами. Изображение холмов
в миниатюре “На реце Вавилонстей…” и в миниатюре “Сошествие во ад…” однотипно,
однако, в первой они имеют ломанные, асимметричные, острые углы, передающие
чувство тревоги, а в последней — плавные линии холмов передают состояния мира и
радости. Движения рук, повороты головы, уменьшение фигур в верхней части,
сокрытие верхних фигур за холмами — все эти средства создают особый ритм
движения вверх, передающего смещение центра в сторону рая. Общий смысл этой
композиции выражает центральную идею христианского вероучения: только через
крест, то есть страдания, борьбу, подвиг, можно достигнуть вечной жизни. Автор
миниатюры сумел передать глубочайший богословский смысл домостроительства
Христова Воскресения. Используя несложную колористическую гамму из четырех
красок, тяготеющую к монохромности (охра), художник простым рисунком передает
все богатство, сложность и красоту символики Нового
завета.
Рисунок
миниатюр контурный, плоскостной, с раскраской красками, иногда скупой —оставлены
не дорисованными видимые части предметов. Большинство миниатюр — без фона и без
перспективы, в изображении людей лики и тело не закрашены23, волосы
иногда окрашены в коричневый цвет; фигуры бесов напротив, окрашены полностью
коричневой или синей краской. Часть миниатюр помещена в двухцветную рамку. Все
миниатюры выполнены в единой художественной манере, для которой характерна
динамика, в миниатюрах показан “процесс” изображаемого события, характерно
дублирующее действие (например, изображение разбойника Раха перед вратами рая
и и в раю), отсутствие замкнутости
— действие как бы выходит за пределы рамки: срезаны фигуры, здания, решетка ада.
Некоторые из этих изображений
воспринимаются как своеобразный примитив, отличающийся красочностью и
декоративностью, однако при более внимательном изучении раскрывается их
образность, содержательность, композиционно-художественный профессионализм.
Выбор сюжетов миниатюр в рукописи А-505, безусловно, не случаен. В первой
миниатюре косвенно передается православное учение о Кресте Христовом как центре
мира и смысле человеческой жизни. Следующие три миниатюры изображает историю
исполнения этого учения: скорбный жизненный путь праведников, противодействие
адских сил и, наконец, победа над этими силами, совершаемая Христом ради всех
людей, последовавших Ему.
Рассматривая
творчество создателя этих миниатюр в рамках канонических норм Ветковской книжной
традиции, мы отметим как безусловную грамотность изображения и донесения сюжета,
так и умение простыми средствами передать многогранную содержательность и
глубокое осмысление изображаемых событий.
Внешне
рукописи оформлены также характерно и красочно: обрезы книжных блоков окрашены в
желтый, зелено-синий цвета (А-508, 509), три рукописи имеют золотой обрез с
тиснением (А-505, А-501, А-502).
Большую
ценность представляют рукописи с именами писцов, т.к. они встречаются достаточно
редко. По некоторым записям можно проследить судьбу рукописей, узнать имена и
фамилии владельцев. В рукописи “Октай с Обиходом” (А-505) на последнем листе
158, под окончанием текста с нотацией, написано: “Трифона Лубкова” — возможно,
данная запись принадлежит писцу (запись выполнена теми же чернилами, что и текст
с нотацией). Фамилия “Лубкова”, написанная другим почерком, встречается и в
рукописи “Ирмосы” (А-501): владельческая запись помещена на переплетных листах в
начале книги. Интересна судьба этих книг: имеются сведения, что после закрытия
10 февраля 1930 г. беглопоповской моленной во имя Казанской иконы Пресвятой
Богородицы, возникшей в 1 половине XIX в. и находившейся в доме Лубковой А.И. на
Лужнецкой улице, д.25 (в 1922 г. переименована в Лужниковскую ул., а с 1969г. —
ул. Бахрушина), часть предметов была перенесена “в церковь в с.
Коломенское”.24 Таким образом можно утверждать, что обе рукописи
принадлежали Лубковой А.И. и до переноса их в молитвенный дом во имя вмч.
Георгия с.Коломенское, находились в Казанской моленной.
В книге
“Октай с Обиходом” (А-509) владельческая запись сообщает, что книга принадлежала
“5 гронадерскага Киевскага полка 2 роты капитану ...2... Силаеву”, в рукописи
“Ирмосы певчий” (А-503) имеется владельческая запись: “сия книга московского
купца Ивана Васильевича Дробикова”. Книга “Круг церковного пения”, изданная
А.И.Морозовым в 1884 г. (2-я и 3-я части — Обиходы (А-482), была подарена Н.И.
Капыриной25 в 1926 г. клирошанину — певцу Ф.М. Шипкину, жителю села
Садовой слободы, когда ему исполнилось 17 лет.
В рукописях
имеются уставные указания к песнопениям, различного характера пометы,
выписаннные на полях: графика фит на полях (А-505) (без названий), а также
дополнения текста и крюков на полях, сделанные писцами при пропевании текста
рукописи.
Певческие
рукописные книги молитвенного дома с.Коломенского имеют ряд характерных
текстовых и певческих особенностей, за исключением рукописей
“Ирмосов”.
Книги
“Ирмосов” Овражной моленной в декоративном оформлении имеют гуслицкие и
ветковские элементы письма, не имеют отличительных особенностей, которые были
отмечены в рукописях Ветковско-Стародубского собраниия.26 “Ирмосы”
(А-501, 502, 503, 504) стабильны по составу и содержанию: ирмосы восьми гласов и
розники знаменного роспева, лица и фиты разведены в тексте. “Ирмосы” часто
употреблялись в церковном обиходе, поэтому сохранились в наибольшем количестве
списки именно этих рукописей (из девяти книг — четыре списка
“Ирмосов”).
Среди
рассматриваемых рукописей ряд книг выделяется многораспевностью. Особенно богаты
распевами песнопения таких книг как “Праздники” (А-506, 507), “Октай с Обиходом”
(А-505, 508, 509).
В собрании
Овражной старообрядческой моленной книга “Праздники” представлена двумя списками
(А-506, 507) гуслицкого происхождения (датируются рубежом XIX-ХХ вв.). В
“Праздниках” можно выделить несколько редакций. В рукописи А-506 — полная редакция от службы Рожества
Пресвятой Богородицы до службы Рожества Христова и краткая редакция — на
Преображение Господне и Успение Пресвятой Богородицы (без Малой вечерни,
нестандартная). Ряд стихер распет в нескольких изводах, их названия таковы. “Ин
перевод”: “Преклонил еси главу Предотечи...” — стихера Богоявлению, глас 2; “ин
роспев”: “Послан бысть с небесе архангел Гавриил...” — стихера Благовещению,
глас 6; рукопись содержит также многогласники — два осмогласника и
четверогласник, фиты даются в самом тексте уже
разведенными.
Рукопись
“Праздники” А-507 содержит полную редакцию служб от Рожества Пресвятой
Богородицы до Рожества Христова, на праздник Сретения; и краткую нестандартную
редакцию (без Малой вечерни) на Благовещение; со службы в Неделю Ваий и до
Успения Пресвятой Богородицы вновь дается полный состав песнопений.27
В данной рукописи в службе каждому празднику помещены только стихеры, а
отдельно, в конце книги, выписаны тропари, кондаки и светильны, выписаны
песнопения по 50-м псалме вместо “Молитв ради...” на Рожество Христово,
Богоявление и Преображение Господне.
В “Описании певческих рукописей XVII-XX
вв. Ветковско-Стародубского собрания МГУ” все списки Праздников Ветковского
собрания, которые авторы относят к полной редакции, имеют один и тот же полный
состав перснопений всех служб.28 Особенности рукописей (А-506, 507)
из Овражной моленной состоят в том, что они имеют нестабильный состав
служб.
Рукопись А-507 содержит и многогласники,
обычные для книги “Праздники”: два осмогласника — “Иже на херувимех носимыи...”,
“Богоначальным мановением...” и четверогласник — “Приидите празднулюбных
собори...”, обычные фиты даются уже разведенными в самом
тексте.
В певческой
книге “Октай” полной редакции в состав гласового цикла входят стихеры на Господи
воззвах и на стиховне с их богородичными; антифоны степенны; стихеры на
хвалитех; блаженна и богородичны седмичные. Составной частью “Октая” являются
Евангельские стихеры, без которых старообрядческий “Октай” не может быть
законченной книгой.
В данной
коллекции “Октаи” представлены тремя списками, и все они объединены в одну книгу
с “Обиходом” (№№ А-505, А-508, А-509).
В начале рукописи А-508 помещен
горовосходный холм и простейшие упражнения для усвоения звукоряда: “Отец сыну
тако приказывает: учись, мое мило чадо, пению” и “Кто тя может убежати, смертный
час, ни царь, ни князь, ни богатый, ни убог”. Данная рукопись – конволют и имеет
следующие филиграни.
1-я часть: 1) МОКФЕ [Б] (л) — Клепиков
С.А.№356-1822г., Московской округи Копнинская ф-ка Елизаветы баташевой; 2)
бумага 1827 9лл.3, 81, 82); 3) EE”AE (k/4) — не определено; 4) бумага 1826
(лл.83, 85);
2-я часть — Штемпель на бумаге русского
производства — “Никифоров/№4/Б.Новиков/” прямоугольногнутый, С-Пб.— Клепиков
С.А.№127 — 1866-1868гг.
Состояние
сохранности певческих книг позволяет сделать вывод об их долгом и постоянном
употреблении певцами на службе, а может быть, и при обучении, т.к. “Октай” был и
в настоящее время используется у старообрядцев-поповцев как один из главных
учебников при обучении крюковой нотации.
В собрании
можно выделить три редакции книги Октай. Рукопись №505 по составу близка к
пространной редакции, в каждом гласе выписаны следующие
стихеры.
Малая вечерня
|
на Господи
воззвах на
стиховне |
богородичен
богородичен |
Великая вечерня
|
на Господи воззвах на стиховне
|
стихеры:
воскресны
(3), восточны (4), богородичен
догматик стихера воскресна
богородичен |
Утреня
|
на хвалитех
|
степенны антифоны стихеры
воскресны (4) |
Литургия |
|
блаженна |
На дни
седмицы для каждого гласа помещены избранные седмичные песнопения. Рукописи
А-508 и А-509 (XIX-XX вв.), датируемые более поздним временем, не содержат
песнопений седмичных дней. В рукописи А-505 в первом гласе содержатся три
стихеры по алфавиту на стиховне Великой Вечерни, в остальных гласах они
отсутствуют. Это говорит о том, что состав стихер со временем постепенно
сокращался, и Октаи А-508 и А-509 содержат уже краткую редакцию.
Малая вечерня
|
на Господи воззвах
на
стиховне |
богородичен
богородичен |
Великая вечерня
|
на Господи воззвах на
стиховне |
стихеры:
воскресны
(3), восточны (4), богородичен догматик
стихера
воскресна богородичен |
Утреня |
|
степенны
антифоны |
Литургия |
|
блаженна |
Отсутствие
стихер на хвалитех — это еще один пример постепенного сокращения состава
знаменных стихер. С переходом от многогласия на единогласие в середине XVII
в.29 потребовалось сокращение протяженности знаменных стихер, которые
стали исполняться самогласно (на глас) во избежание затягивания времени службы.
Реально этот процесс произошел достаточно быстро, но в книгах можно достаточно
долго наблюдать следы древней практики, по старообрядческим рукописям — даже до
начала ХХв., когда начался процесс выпуска печатных старообрядческих
книг.
Во всех рукописях собрания после Октая
следует Обиход простой и постный. Для Обиходов ветковской традиции характерен
определенный комплекс текстологических признаков. Впервые эти особенности были
отчасти описаны М.В.Богомоловой и Н.А. Кобяк в работе “Описание рукописей
Ветковско-Стародубского собрания МГУ”: наличие нотированных кафизм. На уровне
структуры книги Октай часто имеет полную или пространную редакцию состава, хотя
бы в одном из гласов. Обиход отличается полным составом песнопений частных
богослужений (треб): погребение, панихида, венчание. В рукописи А-505 мы
наблюдаем интересные певческие особенности. 136-ой псалом “На реце Вавилонстей…”
выписан с ремаркой “демеством”. Песнопение Пасхи на отпусте “И нам дарова живот
вечный...”, задостойник Пасхи “Светися, светися, новый Иеросалиме...”, а также
“Достойно есть...” изложены путевым роспевом. Из всех трех списков Обихода,
имеющихся в собрании, Обиход рукописи А-505 содержит более архаический певческий
материал. В 103-ем псалме “Благослови, душе моя, Господа...” в среднем разделе
“Всяческая исполнятся благости. Слава Ти, Господи ...”, имеется аненайка,
выписанная в более полном виде, чем употребляющаяся в настоящее время в
практике. Тот же Обиход содержит и такой архаизм, как распетые 2-ю и 3-ю кафизмы
(2-я — в очень простом, почти силлабическом стиле). Это не уникальный случай: в
поповских рукописях XIХ в. иногда встречается нотация 2-й и 3-й кафизм
(например, Ржевские рукописи30). Чаще они содержатся в списках более
раннего периода. В “Описании певческих рукописей XVII-XIX вв.
Ветковско-Стародубского собрания МГУ” М.В.Богомоловой и Н.А.Кобяк из 20-ти
рукописей XVIII-XIX вв. было выявлено15 книг, содержащих 2-ю 3-ю кафизмы. В
настоящее время в поповской среде пение кафизм сохранилось только в общинах
ставропольских казаков-некрасовцев31, переселившихся из Турции в 1962
г
В рукописи А-505 представлен более полно
и состав Обихода. После постного Обихода в рукописи идет последование песнопений
Страстной седмицы. Заканчивается Обиход различными песнопениями частных
богослужений: погребения, венчания, многие из которых отсутствуют в других
рукописях. Наличие архаизмов является для старообрядчества идеалом книжной
традиции, но с другой стороны, для пения использовалась та рукопись, которая
более была приспособлена к богослужебной традиции общины. С этой точки зрения мы
и проанализируем рукописи А-508, А-509, которые и отличаются именно такими
особенностями. Состав их песнопений не типичен, их структура отличается от
традиционной структуры книги, так как последовательность песнопений простого
Обихода нарушается включением песнопений из постного Обихода. В рукописи
А-508 “границей” простого и постного Обиходов является стихера воскресна
“Воскрес Исус от гроба...”. Она следует после собрания величаний, а после нее
сразу же начинается последование песнопений постного Обихода с тропаря “Покаяния
отверзи ми двери...”. В рукописи А-509 содержание песнопений иное: после
полиелеоса следует псалом 136, затем припевы Сретению Господню, а далее
песнопения вместо “Молитв ради...” на Рожество Христово, Богоявление и
Преображение Господне, и здесь же начинается постный Обиход с песнопения
“Покаяния отверзи ми двери...”. Таким образом в коллекции музея “Коломенское” мы
встречаемся с двумя памятниками одинакового типа. Можно сказать, что рукописи
А-508, А-509 создавались с учетом хорошего знания певцами устной традиции, где
после 50-го псалма все песнопения Утрени исполнялись наизусть. Таким образом, мы
видим, что памятники, поступившие в это собрание, создавались с разной целью:
были рукописи-образцы, строго выверенные по своей структуре — их можно
охарактеризовать как стабильный тип (известен с XVI в.). В них чаще всего
присутствуют архаизмы (А-505). Другой вид рукописей создавался с учетом знания
локальных и общинных традиций, и его можно охарактеризовать как мобильный
тип, динамичный во времени и с неожиданными комбинациями песнопений (А-508,
А-509).
В коллекции
рукописей старообрядческой моленной во имя вмч. Георгия с. Коломенского
отсутствует рукописная книга “Обедница”, но это не дает нам права утверждать,
что служба Литургии в молитвенном доме не проводилась, так как в
старообрядческой среде беглопоповцев большинство литургийных песнопений
исполнялось изустно. Кроме того, в коллекции имеются три печатные книги: издания
А. И. Морозова: “Праздники”, “Обиход” (с “Обедницей”) “Круга церковного пения”,
и “Служба во Святую и Великую Субботу” издания Л.Ф. Калашникова, которые
употреблялись и употребляются на клиросах в настоящее время. В печатной книге
“Обиход” издания 1884 г. А.И. Морозова в службе Всенощного бдения и Литургии Св.
Иоанна Златоустого имеются письменные указания карандашом “правому” и “левому”
лику, а также дополнительные ремарки к крюкам в песнопении “Иже херувимы...”,
что говорит о постоянном использовании этой книги на
богослужении.
С развитием
печатного производства старообрядческих книг начинается затухание рукописной
традиции. После 1917 г. в старообрядческих храмах и моленных домах широко
используются более доступные печатные книги, благодаря которым было возможно в
это тяжелое время гонений обеспечить грамотное клиросное пение. Огромное
значение в начале ХХв. для консервации книжной старообрядческой поповской
певческой традиции имела издательская деятельность Л.Ф.Калашникова, которая во
многом и обеспечила ее сохранение
до настоящего времени. Однако, несомненно, что знакомство и постоянное общение с
певческими рукописями могло бы явиться для наших современников важнейшей школой
постижения традиционной древлеправославной духовной
культуры.
1).
Государственный архив РФ, Ф. 10035, Оп. 1, д. № П-12988, л. 10
об.
2). Там же,
л. 18, а также Архив ГХИАПЛМЗ “Коломенское”, Оп. 1, д. 104 и
др.
3). Там же,
л. 17.
4). Там же,
д. №12792.
5). ГХИАПЛМЗ
“Коломенское”, фонд фотоматериалов, МФ-1060, 1061.
6). Лукина М.
И. “Старообрядческие моленные села Коломенского второй половины XIX- нач. XX
в.”, журн. “Старообрядчество”, М.,1994.
7). ГХИАПЛМЗ
“Коломенское”, фонд фотоматериалов, МФ-1062.
8). Госархив
РФ, Ф. 10035, Оп. 1, д. № 12988. л. 10 об.
9).
Ставропольский край.
10). Госархив
РФ, там же, л. 17 об.
11). ГХИАПЛМЗ
“Коломенское”, фонды, Акт приема от 21 октября 1939 г. Одновре- менно был закрыт
и молитвенный дом старообрядцев-беспоповцев на ул. Нижней (“Чиминская”
моленная).
12). Бытует в
старообрядческой практике до наших дней с 1652 г. В богослужебной практике
господствующей церкви применялась до 1660-х гг. Редакция названа по имени свт.
Иосифа, патриарха всея Руси (1642-1652гг.).
13).
Определение консультанта к.и.н., доцента МГУ Т.А.Кругловой: по декоративному
оформлению рукописи разделяются на три группы. 1) Книги, в которых употребляются
элементы и гуслицкой, и ветковской традиции: №№ А-502, 503, 504, 508; 2) Книги,
где все признаки декоративного оформления указывают на принадлежность к
гуслицкой традиции: №№ А- 506, 507, 509; 3) Книги, где все признаки
декоративного оформления указывают на принадлежность только ветковской традиции:
А-505.
Вторым
консультантом данной работы является Харлова М.Л., Высшая школа реставрации
РГГУ.
14). Нечаева
Г.Г. “Ветковская икона”, Минск, 2002г.
15). Золото в
миниатюрах передается охрой.
16).
Изображение печной трубы с дымом встречается в миниатюре рукописи
Ветковско-Стародубского собрания МГУ. Это лицевая миниатюра на иконографический
сюжет Покрова Пресвятой Богородицы. См. Гусева Э.К. “Памятники старообрядческой
живописи конца ХVIII - ХIХвв.” // РПУТ.
М., 1982. С. 59.
17). Названия
миниатюрам даны нами в соответствии с текстом, который они
иллюстрируют.
18). “Стихи
религиозного содержания”, Новосибирская епархия, 1992г.
19). Кутузов
Б.Н. “Церковная реформа XVIIв. в России”, М., 2003г.
20). Вагнер
Г.К., Владышевская Т.Ф. “Искусство Древней Руси”, М.,
1993г.
21).
“Сошествие во ад” - этот иконографический сюжет распространен с древности в
русском и византийском искусстве. С конца XVII в. получает большое
распространение усложненная двухчастная композиция “Воскресение” - “Сошествие во
ад”.
22). Нечаева
Г.Г. “Ветковская икона”, Минск, 2002г.С.66 – икона “Недра праотцев Авраама,
Исаака, Иакова”, нач.XIXв.- на иконе
изображен райский сад., 81, 83, 127, 128, 129.
23).
Перечисленные технические приемы характерны для XVI - XVII вв. См: “Русское
искусство XVII в.”. Л.,1929 г.
24).
В.Ф.Козлов “Московское старообрядчество в первой трети XX в.”. Сб.
“Старообрядчество в России” (ХVII-ХХ вв.), М.,
1999. С.214.
25). Н.И.
Капырина - сестра председателя беглопоповской общины церкви Св. Екатерины
(Девкин пер., 18, с1922г. - Бауманский пер.) И.И. Карасева. См. В.Ф.Козлов
“Московское старообрядчество в первой трети XX в.” // “Старообрядчество в
России”. (ХVII-ХХ вв.), М., 1999. С.214.
26).
Богомолова М.В., Кобяк Н.А. “Описание певческих рукописей XVII-XX вв.
Ветковско-Стародубского собрания” // “Русские письменные и устные традиции и
духовная культура”. М., 1982. С.189. Отличительными особенностями являются: а)
нарушение порядка ирмосов в гласах; б) сокращение состава
ирмосов.
27). Там же.
28). Там
же.
29). Грамотой
1650 г. 16 августа цареградский патриарх Парфений одобрил единогласие пения, и с
согласия собора русских иерархов и патриарха Иосифа, царь Алексей Михайлович
указом 1652 г. предписал: “...О церковном знаменном пении предел учинити, еже бы
всякое пение было во истинноречном пении везде во градех, честных обителех и
селех устроено равночинно и доброгласно”. Прот. В. Металлов “Очерк истории
православного церковного пения в России”. М., 1995. С.
58-59.
30). ТГОМ,
РКМ №8 “Октай с Обиходом”, ХVIIIв. На нижней крышке переплета имеется
владельческая запись: “Сия книга нарицаемая Октай принадлижит ржевскому мящинину
Александру Петровичу Данилову”. В рукописи имеется инициал “Покой” с птичьими
лапками и коготками в народном стиле. Цвета: темно-малиновый, зеленый, охра,
черный, что характерно для ветковского письма.
ОРНБ МГУ,
Ржевское собрание, №28 “Обиход”. 1830г. Имеется владельческая запись: “Сей
Абиходник принадлежит мне Ржевскому купецкому сыну Петру Афонасеву Бирсеневу.
Ржевский купецкой сын Петр Афонасьив Бирсенев писал 1830г. декабрь...”. Цветовая
гамма: малиновый, охра, зеленый. Вид инициала и значительный наклон крюков
характерны для ветковского письма.
31).
с.Левокумское Левокумского р-на и с. Бургун-Маджары Буденновского
района.
Список сокращений
ГХИАПЛМЗК
—
Государственный художественный историко-архитектурный,
природно-
ландшафтный
музей-заповедник “Коломенское”.
ТГОМ
— Тверской
государственный объединенный музей.
РКМ
— Ржевский
краеведческий музей.
ОР НБ МГУ
— Отдел
рукописей научной библиотеки МГУ.
Приложение
№1
Таблица филиграней.
Название книги. |
Инв.№ |
Датировка |
Филиграни |
“Ирмосы” -“- -“- -“-
|
А-501 А-504 А-502 А-503 |
кон.ХVIII-нач.ХIХв. нач.ХIХв. 1-я пол. ХIХв 1-я пол.ХIХв |
“ЯМ” 17 /“ВСЯ” 98, 99-Клепиков С.А. №750-
1798,1799г. (Яро- славская мануфактура внуков Саввы
Яковлева). JBM/WSI-Клепиков С.А. №822-1805г.
(Ярославская Вольная мануфактура внуков Саввы
Яковлева). Ncenp/obbrxъ (?) 18/12-знак повторяется по
всей рукописи – не определен. 1) на пустых листах-ПЩ [вензель между двух
ветвей под короной]; МУ/СК [Pro Patria] (с волнами)-Клепиков
С.А.№431-1821г. (инициалы мастера Павла Щепочкина Медынского уезда
с.Кондорово; 2) АСХ [вензель под короной между двух ветвей] ; МУ 18/СТ
[Pro Patria] (с волнами)-Клепиков С.А. №71-1810г. (Антон Семенович
Хлюстин, Медынского уезда с.Троицкое) |
“Октай с Обихо-дом” -“-
-“- |
А-505 А-508 А-509 |
кон.ХVIII-нач. ХIХв. нач. XIX, 3-я четверть
ХIХв. кон.XIX - нач.
ХХв. |
МУСТ 29/2-Тромонин К.Я. №882-1819г; 2) ВСЯ
98-Клепиков С.А.№750-1798г.; 3) АСНХ 18-Клепиков С.А. №71 вензель под
короной-1811,1813,1824,1827гг.; 37л.- 4) УБФ [Pro Patria] – Кле- пиков
С.А. №622 - 1790, 1793, 1799 гг., Угличская бумажная фабрика содержателей
М.А.Переяславцевых; 5) JDV/ WSI -
Клепиков С.А.№822-1805г. Ярославская Вольная Мануфактура внуков
Саввы Яковлева. 1 часть-1)МОКФЕ[Б] (л)-Клепиков С.А.
№356-1822г.,Московской округи Копнинская фабрика Елизаветы
Баташевой; 2)бумага 1827 (лл.3,81,82); 3) УУЭФУ (л.4)- не определено; 4)
бумага 1826 (лл.83,85); 2 часть-Штемпель на бумаге русского производства -
“Никифоров/№4/Б.Новиков/” прямоугольногну- тый, С-Пб.-Клепиков
С.А.№127-1866-1868гг. бумага русского производства-Клепиков С.А.
1) Штамп №45 [двуглавый орел] [5] /ГОВАРДА/ [2Р], фигурная-фабрика
Медынского уезда Калужской губ.-1874г.-с.84; 2) Штапм “№193 №4 /СПОСОБИНА/
[2] в круге и /КоР/ в круге”, пятиугольник вершиной
вверх-фабрика Владимирской губ. Судог. уезда Тучк. вол. –
1908г. |
“Праздни-ки” |
А- 507 |
кон.XIX- нач.XXв. кон.XIX- нач.XXв. |
бумага без филиграней и
штемпелей. -“- |
Рукописи с
элементами и гуслицкого и ветковского письма.
Название |
Инв.№ |
Датиров-ка |
Гуслицкие элементы |
Ветковские
элементы |
“Ирмосы” |
А-502 |
1-я пол. XIXв. |
элементы орнамента: заставка- рамка – колонки с витой разно- цветной веревочкой, в
нижней части –плотный узор с закрытыми формами, крупные
ягоды. |
цветовая гамма: бордовый, зеленый, охра,
синий; элементы
орнамента:
открытые нару- жу формы орнамента; л.1-в заставке-рамке – два цветка в
форме тюльпана, черточки, л.2- растительный побег с цветами в форме тюльпанов;
птица, вытянувшаяся и клюющая ягоды. инициал: открытые наружу раститель- ные формы
инициалов, л.2-“твердо”-разноцветные узорные
“чешуйки”. |
“Ирмосы” |
А-503 |
1-я пол. XIXв. |
элементы орнамента: в заставке-рамке – колонки с витой
разноцветной лентой, в нижней части – плотный узор с закрыты- ми
формами. |
цветовая гамма: зеленый, темно-зеле- ный, охра,
коричневый, белый. элементы орнамента: открытые наружу растительные формы орна
мента; л.145-ягоды. инициал: открытые наружу раститель- ные формы с
отростками; л.2- “твердо”-разноцветные узорные “чешуйки”; лл.59об.,79-
“иже” и “мыслете”-на бор- довом и охристом фоне – черточки; л.115 - “како”
- на цветном фоне черточ- ки;
л.128об.- “яко” - рожок с листком, черточки, л.145- “наш”-вытянутая
вертикально форма, по цветному фону черточки, л.185- “глаголь”-в виде
ростка. |
“Ирмосы” |
А-504 |
нач.XIXв. |
цветовая гамма: малиново-розовый, разные тона зеленого,
охра, синий, черный и белый цвета. | |
“Октай с Обиходом” |
А-508 |
нач.XIX- 3-я
четв. XIXв. |
цветовая гамма: охра, черный, немного светло-малинового,
зеленого. инициалы: средние, вертикально вытянутой
формы. |
Рукописи
гуслицкого письма.
“Октай
с Обиходом” (А-509), кон.XIX-нач.XXв. Цветовая гамма: черный, белый.
Орнамент не раскрашен; инициаы средние - с листом в форме
“беличьего хвоста”. “Праздники” (А-507), кон.XIX-нач.XXв. Цветовая гамма:
преобла- дание белого цвета, желтый, золотой, зеленый, травяной,
малиново-розовый, ярко-синий. Элементы орнамента: закрытые формы во
внутрь, в заставке-рамке – вытянутый овал с витой разноцветной лентой, узор
плотный, вьющийся, закручивающийся по спирали, крупные ягоды, в орнаментах на
полях - павлин с разноцветным хвостом, узор “чешуйки” – упрорщенной формы;
инициалы: крупные с пышным
узором, с закрытыми формами во внутрь; л.36, 156об.-птица, держащая ягоды в
клюве. “Праздники” (А-506), кон.XIX-нач.XXв. Цветовая гамма: желтый,
оранжевый, розовый, красно-малиновый, голубой, светло-зеленый. Элементы
орнамента - закрытые формы во внутрь, в заставке-рамке: узор “чешуйки”
упрощенной формы, орнамент носит чисто декоративный характер. Инициалы:
крупный - с узором с закрытыми формами во внутрь, мелкие – с листом вверх в форме “беличьего
хвоста”, “добро” -
вниз.
Рукопись с
безусловным преобладанием элементов ветковского письма.
“Октай
с Обиходом (А-505), кон.XVIII-нач.XIX вв. Цветовая гамма: 1,2лл.- зеленый
фон, светло-зеленый, синий, немного - малинового, желтого, оранжевого; остальные
лл. - вишневый, зеленый, охра, синий. Элементы орнамен- та: открытые
наружу формы орнамента; 1,2лл. - вверху заставки раскидистый растительный
орнамент в виде коро- ны; остальные лл. - конусы с косыми разноцветными
полосками, вверху заставки - раскидистый растительный орна- мент, ветвь с
нанизывающимися растительными формами, с цветами в форме тюльпана, поющий
петушок, птица, клюющая ягоды, черточки и точки в заставках и инициалах.
Инициал: открытые наружу формы инициалов; л.1- “рцы”- с разноцветными
узорными “чешуйками”, “веди” - с отростками в виде тюльпанов, остальные лл. -
л.141 - “добро” -растительные отростки: л.43 - “человек” - вытянутая вертикально
форма, л.62 - “наш” - с ростком и буто- ном; “веди” - на охристом фоне -
черточки.