древле-християнские
песнотворцы
Следуя примеру Спасителя, Церковь всегда уделяла в своем богослужении видное место песнопениям. «И воспевше изыдоша в гору Елеонскую», — говорится в Евангелии от Марка (зач. 64, гл. XIV, ст. 26). Первоначальное христианское богослужение составлялось из пения псалмов. «Исполняйтеся Духом, глаголюще себе во псалмех и пениих и песнех духовных: воспевающе и поюще в сердцах ваших Господеви» (К Ефесеям зач. 229, гл. 5, ст. 18-19).
Религиозное песнопение входило в состав богослужения с самых древних времен. Еще псалмопевец Давыд восклицал: «Пойте Богу нашему, пойте; пойте Цареви нашему, пойте!» (Пс. 46, 7) и в другом месте: «Пою Богу моему, дондеже есмь» (Пс. 145, 2). Часть ветхозаветных псалмов сохранилась и у христиан. Известный псалом «На реце вавилонстей» (Пс. 136) составлен пророком Иеремией. Иудеи пели псалом пребывая в плену Вавилонском. Христиане одухотворили этот псалом, относя содержание его к небесному Иеросалиму, которого люди лишаются грехов своих ради. Этим пением мы умиляем свою душу и располагаем ее к покаянию. Посему исполняется псалом накануне Великого поста.
Христиане времен апостольских воспевали и другие ветхозаветные песнопения, применяя их к новозаветным чувствованиям. Так, например, песнь Моисея, в коей воспевалась радость освобождения от египетского рабства, применяется нами как гимн избавления от рабства дьявола, а чудесный переход иудеев чрез морские воды относится к водам крещения. Песнь Анны-пророчицы, матери Самуила, относится к состоянию Церкви Христовой: как бездетная Анна была в унижении, а после рождения Самуила возвеличилась, так и Церковь Христова чрез унижение и гонение идет к возвеличению и прославлению.
Песнь Ионы-пророка и песнь трех отроков, брошенных в пещь огненную, прообразуют торжество Церкви Христовой. Как не погиб пророк Иона, не погибли три отрока, так не погибнет и Церковь Христова, несмотря на все гонения.
С апостольских времен христиане употребляли песнопения, вошедшие в содержание Евангелия. Так, употреблялась изреченная Спасителем молитва «Отче наш», заповеди блаженства, песнь Богородицы «Величит душа моя Господа», песнь св. Захарии «Благословен Господь». Приветствие архангела Гавриила: «Радуися, Обрадованная, Господь с Тобою, благословенна Ты в женах» (Лк. 1. 28, зач. 3) положило основание молитве «Богородице Дево». Со времен апостольских употреблялось при богослужении славословие ангелов, воспетое ими при рождении Спасителя: «Слава в вышних Богу и на земли мир, в человецех благоволение». С древних времен употребляется за богослужением молитва Симеона Богоприимца: «Ныне отпущаеши раба Своего, Владыко, по глаголу Твоему с миром» (Лк. 2. 29). Таким образом, древнейшие из христианских песнотворцев — это Матерь Божия, пророк Захария и Симеон Богоприимец, говорившие от Духа Свята.
Кроме вышеуказанных евангельских песнопений, с древнейших времен употреблялись и другие молитвословия. Скромности ради, творцы песнопений старались имена свои сохранять в тайне. И только имена некоторых чтимых, как святые, нам сохранила Церковь. Так, на основании слов Спасителя: «шедше научите вся языки, крестяще их во имя Отца и Сына и Святаго Духа», св. Игнатием Богоносцем (1 в. по Р. X.) было составлено краткое славословие: «Слава Отцу и Сыну и Святому Духу и ныне и присно и вó веки веком. Аминь».
Первые века христианства были не особенно благоприятны для развития христианского песнотворчества, но все же и после св. апостолов, изложивших богослужебные чины, а особенно литургию, песнотворцы не переводились в христианской Церкви. Среди них в век послеапостольский известны св. Игнатий Богоносец, Иустин Философ, Климент Александрийский и др. Св. Игнатий ввел антифонное пение, а св. Климент написал много гимнов, послуживших образцами для последующих творцов песнопений. Некоторые из них сохранились целиком и до наших дней.
Благоприятная пора наступила в IV веке. Внешние враги Церкви были поражены. В противовес еретикам, защитники веры стали излагать основы вероучения в поэтических гимнах. Появились высокообразованные песнотворцы. В противовес еретику Вардесану писал св. Ефрем Сирин, Арию — свв. Афанасий и Василий Великий. Св. Василию Великому принадлежит множество отдельных молитв и песнопений, умиляющих души молящихся и по сие время.
Кому не известны слова, которые мы так часто слышим в храме: «Иже на всяко время, и на всяк час, на небеси и на земли, поклоняемыи и славимыи, Боже Благии долготерпеливе, и многомилостиве. Иже праведники любя, и грешных милуя. Иже всех зовыи ко спасению, обещания ради будущих благ. Сам Господи приими молитвы наша в час сей». А ведь эти слова подсказаны нам боговдохновенною душою св. Василия Великого. Или кого не умиляют и не трогают слова великопостной молитвы: «Господи и Владыко животу моему, дух уныния и небрежения, сребролюбия и празднословия отжени от мене»? Эта молитва написана современником св. Василия Великого, св. Ефремом Сирином.
Века IV, V, VI и VII были чрезвычайно богаты песнотворцами. Кому не известны творения свв. отец Церкви нашей: св. Иоанна Златоустого, Иоанна Дамаскина и пр. высокообразованных защитников Церкви Христовой в дни еретических нападений? Впрочем, Дух Божий и некнижных и неодаренных делал, подобно св. апостолам, мудрыми и даровитыми. Таков, например, св. Роман Певец (жил в V веке), украсивший церковное богослужение многими песнопениями. Из его души, озаренной благодатью Господней, вылился кондак в честь праздника Рожества Христова: «Девая днесь Пресущественнаго раждает».
Этим тропарем умилялись миллионы верующих, умиляемся и мы в настоящее время. При самой простой форме изложения, песнь эта, называемая кондаком, заключает в себе глубокие мысли. С одной стороны, крайнему уничижению подвергается Превечный неприступный Сын Божий, Который по наитию Св. Духа родившись от Пресвятой Девы Марии, полагается на земле в вертепе, а с другой — Он прославляется ангелами, смиренными пастухами и восточными мудрецами. Весь кондак проникнут высокою духовною радостию о рождении Отрочати Младаго Превечнаго Бога.
Роман Певец сложил множество кондаков и тропарей на различные праздники. Марк Ефесский называет Романа чудным творцом кондаков; во вселенской церкви Роман за свой дар называется «Сладкопевцем». А вот перед нами другой песнотворец, живший через сто с лишком лет после св. Романа, — это св. Софроний, патриарх Иеросалимский. Каждый раз за вечерним богослужением мы слышим его песнопение: «Свете тихий святыя славы безсмертнаго Отца небеснаго, святаго блаженнаго Исуса Христа». Оно было составлено при следующих трогательных обстоятельствах.
В начале VII века, когда жил св. Софроний, появилось магометанское вероучение, причинившее Церкви Христовой много бед. Пострадала и Церковь иеросалимская, в коей св. Софроний был предстоятелем. С горестью видел св. Софроний, как тьма магометанства, словно внезапно нашедшая туча, обволакивала христианский мир. Уже потух свет христианского учения в Аравии, северной Африке, тьма магометанства простерлась над Сирией и Палестиной. Св. град Иеросалим и Гроб Господень достались во власть неверных. Предание рассказывает, что однажды св. Софроний, обуреваемый грустными чувствами, сидел на склоне горы Елеонской и смотрел оттуда на закат солнца. Тихо и мирно было в природе, в противоположность тому, что совершалось в мире людском. Тихий вечерний свет переносил мысль св. Софрония к Спасителю нашему и Господу Исусу Христу. И вот из этого сопоставления бури и грозы в море житейском, и тишины и благорастворения в природе, скорби от тяжелых переживаемых событий и надежды на Господа Исуса Христа, из сопоставления этих мыслей и чувств и родилась в душе св. Софрония песнь «Свете тихий».
Вот почему эта песнь производит на нашу душу впечатление и торжественности, и чего-то печального, какой-то тихой скорби. В ней запечатлелась скорбь св. Софрония и, несмотря на тысячу триста лет, отделяющих нас от него, эта скорбь передается и нам. Прошли века, а эта чудная песнь жива и умиляет души верующих и теперь так же, как в дни св. Софрония.
Трогательны также черты из жизни третьего песнотворца описываемого времени – это св. Иоанна Дамаскина. Св. Иоанн жил столетие спустя после св. Софрония (673-777). Магометане, завладев Сирией и Палестиной, образовали несколько халифатов или княжеств. Св. Иоанн был подданным Дамасского халифа и занимал должность первого министра. В Византии в то время царствовал иконоборец Лев Исаврянин. Св. Иоанн, будучи вне власти византийских императоров, смело обличил иконоборчество. Он писал целые сочинения в защиту св. икон. Не будучи в состоянии повредить св. Иоанну прямыми путями, иконоборцы решили погубить его хитростью. Лев Исаврянин приказал приготовить своим скорописцам подложное письмо, в котором будто бы св. Иоанн предлагал Льву Исаврянину средства овладеть городом Дамасском. Дамасский халиф, получив подложное письмо и не разобрав дела, в гневе приказал отсечь Иоанну Дамаскину правую руку.
Горько было Иоанну Дамаскину, особенно горько от той мысли, что он страдал невинно. К вечеру гнев халифа утих и, по просьбе св. Иоанна, ему вернули отсеченную кисть правой руки. Св. Иоанн, затворившись в своей опочивальне, всю ночь молился пред иконой Богородицы, прося, чтобы она Едина Чистая, Едина Благословенная, обнаружила его невиновность пред халифом.
Долго молился Иоанн, пока от усталости и изнеможения не уснул. И увидел во сне Богородицу, Которая приказала ему приложить отрубленную часть руки к остальной и перевязать ее. Иоанн так и сделал. Свершилось чудо. Рука приросла и оживилась. В радости св. Иоанн воспел песнь «Твоя победительная десница боголепно в крепости прославися...». Это нынешний первый ирмос первой песни первого гласа. По поводу своего чудесного исцеления св. Иоанн воспел и другую песнь в честь Богородицы: «О Тебе радуется обрадованная всякая тварь» («Обозрение песнопений» пр. Филарета. СПБ. 1860 г. Стр. 195).
В память своего исцеления Иоанн Дамаскин сделал серебряное изображение кисти руки и прикрепил его к своей иконе Богородицы (отсюда изображение так называемой, «Богородицы-Троеручицы»). Халиф, пораженный чудом, простил Иоанна. Св. Иоанн, убедившись на опыте собственной жизни, как непрочны все земные блага, роздал все свое имущество бедным, а сам отправился в обитель Саввы Освященного, что находится близ Иеросалима. Бывший градоначальник Дамаска и любимый друг халифа превратился в послушника далекого монастыря. Там, в тиши уединенной, св. Иоанн написал погребальные песнопения, которые поются и теперь. Ему принадлежит всем известное песнопение «Со святыми покой».
Св. Иоанн обогатил Церковь Христову множеством церковных песнопений. Он написал до 64 канонов, в том числе канон на Рожество Христово («Спасе люди»), на Богоявление Господне («Спасителю Богу»), службу в день Пасхи и, наконец, Октай, принятый за руководство всей Православной восточной Церковью (В. Металлов «Очерк ист. правосл. церк. пения в России. М. 1915 г. Стр. 23).
Патриарх иеросалимский Косьма, сотоварищ с детства св. Иоанна, посвятил св. Иоанна в сан пресвитера. Сам Косьма написал тоже много канонов, поемых на утрени, отчего и называется он «творцом канонов». Так, им написаны, например, известные ирмосы «Волною морскою».
Но не только лица духовные были составителями священных песнопений. Всем, например, известно песнопение: «Единородныи Сын, Слово Божие, безсмертен Сыи, изволивыи спасения нашего ради воплотитися от Святыя Богородицы, и присно Девы Марии непреложно вочеловечивыися. Распятся Христе Боже, и смертию на смерть наступивыи, Един Сыи Святыя Троицы, спрославляемыи Отцу и Святому Духу, спаси нас». Сие песнопение было составлено императором Юстинианом Великим, царствовавшим между 527-565 гг.
Для Церкви Христовой это было тяжкое время. Еретики-монофизиты разделили империю на два враждебных лагеря. Составленное Юстинианом песнопение примирило всех, кроме упорных, ибо дало краткие, но точные определения догмата Боговоплощения. В этой песне св. Юстиниан изложил, что Исус Христос был истинным Богом, ибо он называет Его Одним из Святой Троицы, Единородным, а также, что Спаситель наш был и истинным человеком. Исус Христос изволил воплотиться непреложно, т. е. самым истинным, самым настоящим (а не ложным, как утверждали монофизиты) образом, вочеловечиться. Мало того, Христос соизволил и быть распятым, умереть, но Своею смертью попрать смерть.
Георгий Писидийский в 626 г. по случаю освобождения Константинополя от варваров написал акафист Богородице, первый кондак которого «Взбранной воеводе победительная» известен каждому христианину. А кого не трогал заключительный кондак этого акафиста, составленного Георгием Писидой «О, всепетая Мати»?
Исполняемые во время богослужения песнопения отличаются глубоким содержанием.
В простой, общедоступной форме они излагают догматические основы истинной веры Христовой. Достаточно вникнуть в смысл песнопений любого праздника, чтобы понять, какое глубокое значение имеют исполняемые песнопения.
Творцами этих песнопений были люди высокой духовности: посему нужно с особенной бережностью сохранять плоды их религиозного вдохновения.