древле-християнские песнотворцы

 

Следуя примеру Спасителя, Церковь всегда уделяла в своем богослужении видное место песнопениям. «И воспевше изыдоша в гору Елеонскую», — говорится в Евангелии от Мар­ка (зач. 64, гл. XIV, ст. 26). Первоначальное христианское богослужение составлялось из пения псалмов. «Исполняйтеся Духом, глаголюще себе во псалмех и пениих и песнех ду­ховных: воспевающе и поюще в сердцах ва­ших Господеви» (К Ефесеям зач. 229, гл. 5, ст. 18-19).

Религиозное песнопение входило в состав богослужения с самых древних времен. Еще псалмопевец Давыд восклицал: «Пойте Богу нашему, пойте; пойте Цареви нашему, пойте!» (Пс. 46, 7) и в другом месте: «Пою Богу моему, дондеже есмь» (Пс. 145, 2). Часть ветхозавет­ных псалмов сохранилась и у христиан. Из­вестный псалом «На реце вавилонстей» (Пс. 136) составлен пророком Иеремией. Иудеи пели псалом пребывая в плену Вавилонском. Христиане одухотворили этот псалом, относя содержание его к небесному Иеросалиму, ко­торого люди лишаются грехов своих ради. Этим пением мы умиляем свою душу и распо­лагаем ее к покаянию. Посему исполняется псалом накануне Великого поста.

Христиане времен апостольских воспевали и другие ветхозаветные песнопения, применяя их к новозаветным чувствованиям. Так, например, песнь Моисея, в коей воспевалась ра­дость освобождения от египетского рабства, применяется нами как гимн избавления от рабства дьявола, а чудесный переход иудеев чрез морские воды относится к водам креще­ния. Песнь Анны-пророчицы, матери Самуила, относится к состоянию Церкви Христовой: как бездетная Анна была в унижении, а после ро­ждения Самуила возвеличилась, так и Церковь Христова чрез унижение и гонение идет к воз­величению и прославлению.

Песнь Ионы-пророка и песнь трех отроков, брошенных в пещь огненную, прообразуют торжество Церкви Христовой. Как не погиб пророк Иона, не погибли три отрока, так не погибнет и Церковь Христова, несмотря на все гонения.

С апостольских времен христиане употреб­ляли песнопения, вошедшие в содержание Евангелия. Так, употреблялась изреченная Спасителем молитва «Отче наш», заповеди блаженства, песнь Богородицы «Величит душа моя Господа», песнь св. Захарии «Благословен Господь». Приветствие архангела Гавриила: «Радуися, Обрадованная, Господь с Тобою, благословенна Ты в женах» (Лк. 1. 28, зач. 3) положило основание молитве «Богородице Дево». Со времен апостольских употреблялось при богослужении славословие ангелов, воспетое ими при рождении Спасителя: «Слава в выш­них Богу и на земли мир, в человецех благово­ление». С древних времен употребляется за богослужением молитва Симеона Богоприимца: «Ныне отпущаеши раба Своего, Владыко, по глаголу Твоему с миром» (Лк. 2. 29). Таким образом, древнейшие из христианских песно­творцев — это Матерь Божия, пророк Захария и Симеон Богоприимец, говорившие от Духа Свята.

Кроме вышеуказанных евангельских пес­нопений, с древнейших времен употреблялись и другие молитвословия. Скромности ради, творцы песнопений старались имена свои со­хранять в тайне. И только имена некоторых чтимых, как святые, нам сохранила Церковь. Так, на основании слов Спасителя: «шедше научите вся языки, крестяще их во имя Отца и Сына и Святаго Духа», св. Игнатием Богонос­цем (1 в. по Р. X.) было составлено краткое славословие: «Слава Отцу и Сыну и Святому Духу и ныне и присно и вó веки веком. Аминь».

Первые века христианства были не особен­но благоприятны для развития христианского песнотворчества, но все же и после св. апосто­лов, изложивших богослужебные чины, а осо­бенно литургию, песнотворцы не переводи­лись в христианской Церкви. Среди них в век послеапостольский известны св. Игнатий Бо­гоносец, Иустин Философ, Климент Александрийский и др. Св. Игнатий ввел антифонное пение, а св. Климент написал много гимнов, послуживших образцами для последующих творцов песнопений. Некоторые из них сохра­нились целиком и до наших дней.

Благоприятная пора наступила в IV веке. Внешние враги Церкви были поражены. В противовес еретикам, защитники веры стали излагать основы вероучения в поэтических гимнах. Появились высокообразованные пес­нотворцы. В противовес еретику Вардесану писал св. Ефрем Сирин, Арию — свв. Афанасий и Василий Великий. Св. Василию Великому принадлежит множество отдельных молитв и песнопений, умиляющих души молящихся и по сие время.

Кому не известны слова, которые мы так часто слышим в храме: «Иже на всяко время, и на всяк час, на небеси и на земли, поклоняемыи и славимыи, Боже Благии долготерпеливе, и многомилостиве. Иже праведники любя, и грешных милуя. Иже всех зовыи ко спасе­нию, обещания ради будущих благ. Сам Гос­поди приими молитвы наша в час сей». А ведь эти слова подсказаны нам боговдохновенною душою св. Василия Великого. Или кого не умиляют и не трогают слова великопостной молитвы: «Господи и Владыко животу моему, дух уныния и небрежения, сребролюбия и празднословия отжени от мене»? Эта молитва на­писана современником св. Василия Великого, св. Ефремом Сирином.

Века IV, V, VI и VII были чрезвычайно бо­гаты песнотворцами. Кому не известны творе­ния свв. отец Церкви нашей: св. Иоанна Златоустого, Иоанна Дамаскина и пр. высокообра­зованных защитников Церкви Христовой в дни еретических нападений? Впрочем, Дух Божий и некнижных и неодаренных делал, подобно св. апостолам, мудрыми и даровиты­ми. Таков, например, св. Роман Певец (жил в V веке), украсивший церковное бого­служение многими песнопениями. Из его ду­ши, озаренной благодатью Господней, вылил­ся кондак в честь праздника Рожества Хри­стова: «Девая днесь Пресущественнаго ражда­ет».

Этим тропарем умилялись миллионы ве­рующих, умиляемся и мы в настоящее время. При самой простой форме изложения, песнь эта, называемая кондаком, заключает в себе глубокие мысли. С одной стороны, крайнему уничижению подвергается Превечный неприступный Сын Божий, Который по наи­тию Св. Духа родившись от Пресвятой Девы Марии, полагается на земле в вертепе, а с другой — Он прославляется ангелами, смиренны­ми пастухами и восточными мудрецами. Весь кондак проникнут высокою духовною радостию о рождении Отрочати Младаго Превечнаго Бога.

Роман Певец сложил множество кондаков и тропарей на различные праздники. Марк Ефесский называет Романа чудным творцом кондаков; во вселенской церкви Ро­ман за свой дар называется «Сладкопевцем». А вот перед нами другой песнотворец, живший через сто с лишком лет после св. Романа, — это св. Софроний, патриарх Иеросалимский. Каж­дый раз за вечерним богослужением мы слы­шим его песнопение: «Свете тихий святыя славы безсмертнаго Отца небеснаго, святаго блаженнаго Исуса Христа». Оно было состав­лено при следующих трогательных обстоя­тельствах.

В начале VII века, когда жил св. Софроний, появилось магометанское вероучение, причи­нившее Церкви Христовой много бед. Постра­дала и Церковь иеросалимская, в коей св. Софроний был предстоятелем. С горестью ви­дел св. Софроний, как тьма магометанства, словно внезапно нашедшая туча, обволакивала христианский мир. Уже потух свет христиан­ского учения в Аравии, северной Африке, тьма магометанства простерлась над Сирией и Па­лестиной. Св. град Иеросалим и Гроб Господень достались во власть неверных. Предание рассказывает, что однажды св. Софроний, обуреваемый грустными чувствами, сидел на склоне горы Елеонской и смотрел оттуда на закат солнца. Тихо и мирно было в природе, в противоположность тому, что совершалось в мире людском. Тихий вечерний свет перено­сил мысль св. Софрония к Спасителю нашему и Господу Исусу Христу. И вот из этого со­поставления бури и грозы в море житейском, и тишины и благорастворения в природе, скорби от тяжелых переживаемых событий и надежды на Господа Исуса Христа, из сопоставления этих мыслей и чувств и родилась в душе св. Софрония песнь «Свете тихий».

Вот почему эта песнь производит на нашу душу впечатление и торжественности, и чего-то печального, какой-то тихой скорби. В ней запечатлелась скорбь св. Софрония и, несмот­ря на тысячу триста лет, отделяющих нас от него, эта скорбь передается и нам. Прошли века, а эта чудная песнь жива и умиляет души верующих и теперь так же, как в дни св. Соф­рония.

Трогательны также черты из жизни третье­го песнотворца описываемого времени – это св. Иоанна Дамаскина. Св. Иоанн жил столе­тие спустя после св. Софрония (673-777). Ма­гометане, завладев Сирией и Палестиной, об­разовали несколько халифатов или княжеств. Св. Иоанн был подданным Дамасского халифа и занимал должность первого министра. В Ви­зантии в то время царствовал иконоборец Лев Исаврянин. Св. Иоанн, будучи вне власти ви­зантийских императоров, смело обличил ико­ноборчество. Он писал целые сочинения в за­щиту св. икон. Не будучи в состоянии повре­дить св. Иоанну прямыми путями, иконоборцы решили погубить его хитростью. Лев Исавря­нин приказал приготовить своим скорописцам подложное письмо, в котором будто бы св. Иоанн предлагал Льву Исаврянину средства овладеть городом Дамасском. Дамасский ха­лиф, получив подложное письмо и не разобрав дела, в гневе приказал отсечь Иоанну Дамаскину правую руку.

Горько было Иоанну Дамаскину, особенно горько от той мысли, что он страдал невинно. К вечеру гнев халифа утих и, по просьбе св. Иоанна, ему вернули отсеченную кисть правой руки. Св. Иоанн, затворившись в своей опочи­вальне, всю ночь молился пред иконой Бого­родицы, прося, чтобы она Едина Чистая, Еди­на Благословенная, обнаружила его невинов­ность пред халифом.

Долго молился Иоанн, пока от усталости и изнеможения не уснул. И увидел во сне Бого­родицу, Которая приказала ему приложить от­рубленную часть руки к остальной и перевя­зать ее. Иоанн так и сделал. Свершилось чудо. Рука приросла и оживилась. В радости св. Ио­анн воспел песнь «Твоя победительная десни­ца боголепно в крепости прославися...». Это нынешний первый ирмос первой песни перво­го гласа. По поводу своего чудесного исцеле­ния св. Иоанн воспел и другую песнь в честь Богородицы: «О Тебе радуется обрадованная всякая тварь» («Обозрение песнопений» пр. Филарета. СПБ. 1860 г. Стр. 195).

В память своего исцеления Иоанн Дамаскин сделал серебряное изображение кисти руки и прикрепил его к своей иконе Богороди­цы (отсюда изображение так называемой, «Богородицы-Троеручицы»). Халиф, поражен­ный чудом, простил Иоанна. Св. Иоанн, убе­дившись на опыте собственной жизни, как не­прочны все земные блага, роздал все свое имущество бедным, а сам отправился в оби­тель Саввы Освященного, что находится близ Иеросалима. Бывший градоначальник Дамаска и любимый друг халифа превратился в послушника далекого монастыря. Там, в тиши уединенной, св. Иоанн написал погребальные песнопения, которые поются и теперь. Ему принадлежит всем известное песнопение «Со святыми покой».

Св. Иоанн обогатил Церковь Христову множеством церковных песнопений. Он напи­сал до 64 канонов, в том числе канон на Роже­ство Христово («Спасе люди»), на Богоявление Господне («Спасителю Богу»), службу в день Пасхи и, наконец, Октай, принятый за руково­дство всей Православной восточной Церковью (В. Металлов «Очерк ист. правосл. церк. пения в России. М. 1915 г. Стр. 23).

Патриарх иеросалимский Косьма, сотова­рищ с детства св. Иоанна, посвятил св. Иоанна в сан пресвитера. Сам Косьма написал тоже много канонов, поемых на утрени, отчего и называется он «творцом канонов». Так, им на­писаны, например, известные ирмосы «Волною морскою».

Но не только лица духовные были состави­телями священных песнопений. Всем, напри­мер, известно песнопение: «Единородныи Сын, Слово Божие, безсмертен Сыи, изволивыи спасения нашего ради воплотитися от Святыя Богородицы, и присно Девы Марии непрелож­но вочеловечивыися. Распятся Христе Боже, и смертию на смерть наступивыи, Един Сыи Святыя Троицы, спрославляемыи Отцу и Свя­тому Духу, спаси нас». Сие песнопение было составлено императором Юстинианом Вели­ким, царствовавшим между 527-565 гг.

Для Церкви Христовой это было тяжкое время. Еретики-монофизиты разделили импе­рию на два враждебных лагеря. Составленное Юстинианом песнопение примирило всех, кроме упорных, ибо дало краткие, но точные определения догмата Боговоплощения. В этой песне св. Юстиниан изложил, что Исус Хри­стос был истинным Богом, ибо он называет Его Одним из Святой Троицы, Единородным, а также, что Спаситель наш был и истинным человеком. Исус Христос изволил воплотиться непреложно, т. е. самым истинным, самым на­стоящим (а не ложным, как утверждали монофизиты) образом, вочеловечиться. Мало того, Христос соизволил и быть распятым, умереть, но Своею смертью попрать смерть.

Георгий Писидийский в 626 г. по случаю освобождения Константинополя от варваров написал акафист Богородице, первый кондак которого «Взбранной воеводе победительная» известен каждому христианину. А кого не тро­гал заключительный кондак этого акафиста, составленного Георгием Писидой «О, всепетая Мати»?

Исполняемые во время богослужения пес­нопения отличаются глубоким содержанием.

В простой, общедоступной форме они изла­гают догматические основы истинной веры Христовой. Достаточно вникнуть в смысл пес­нопений любого праздника, чтобы понять, какое глубокое значение имеют исполняемые песнопения.

Творцами этих песнопений были люди вы­сокой духовности: посему нужно с особенной бережностью сохранять плоды их религиозно­го вдохновения.

 



Hosted by uCoz