Обращение единоверцев.

 

СОВЕТ всероссийских съездов ПРАВОСЛАВНЫХ СТАРООБРЯДЦЕВ

____

 

ПТГ. Николаевская, 22.

1917, Мая 28 дня.

№14

 

КОПИЯ.

 

Собору старообрядческих епископов Белокриницкой иерархии.

 

                Совет всероссийских съездов православных старообрядцев в целях примирения считает нужным заявить о нижеследующем:

                1) Совет полагает, что запрещение с клятвой старых чинов и церковных обычаев и осуждение их держателей совершено в русской церкви приезжими греческими иерархами, в числе их патриархами, не имевшими в это время кафедры, без должного понимания существа дела. Раздор в русской церкви своим формальным происхождением обязан действиям на соборе 1667 г., главным образом, восточных святителей. Причем некоторые из русских архипастырей впоследствии от этих действий отказались. Не видно, чтобы их признали и патриархи: Мефодий Цареградский и Нектарий Иерусалимский[1].

                Совет считает необходимым снятие клятв путем соборного определения, совместно с восточными патриархами.

                2) При ревностном отстаивании своих чинов и обычаев держатели их допускали, по неосмотрительности, похуления и порицания чинопоследований противной стороны.

                Совет всероссийских съездов православных старообрядцев считает означенные порицания и похуления той и другой стороны подлежащими отмене чрез соборные определения.

                3) Совет признает, что со стороны патриарха Никона было неосмотрительностью и недостаточным пониманием дела, что произошло от невысокого его образования, в частности, от незнания греческого языка, - начинать объединение современных ему церквей – русской и греческой – с изменения русского церковного чина и обычая.

                Церковная нужда того времени требовала от патриарха Никона не уничтожения особенностей русского церковного предания, сравнительно с тогдашними, по местам, греческими, а уничтожения неправильных представлений о единстве Церкви.

                Патр. Никон недостаточно оценил грамоту константинопольского патр. Паисия, написанную в духе умиротворения и предупреждения не увлекаться искоренением разностей в чинах по поместным церквам[2].

                Совет не считает необходимостью для примирения оставление, или забвение той или другой стороной своих обычаев и чинов. Иначе повторится ошибка патр. Никона со всеми ее последствиями.

                4) Деятельность патр. Никона по исправлению отношений между русской и греческою церквами, в делах сближения их, направляла внимание русских игреков не к духу и смыслу христианского учения, а к букве. По мнению патр. Никона получалось, что самое малейшее отклонение русских от современных им греческих чинов и книг, хотя бы и не соединенное с каким-либо неправильным церковным учением, не может быть терпимо. Отсюда крутая ломка русской церковной старины; отсюда крайнее преклонение пред тогдашними греческими чинами и порядками церковной жизни и понимание о последних, как самых изначальных, древних, несмотря на их позднейшее происхождение. Между тем, в наших книгах и чинах не раз производились перемены, не раз появлялись к нам с востока разные церковные дополнения[3]. 4-я молитва патр. Филофея на Троицкой вечерне, чин литургии преждеосвященных даров, канон в чине елеосвящения, чин выноса плащаницы на утрени Великой Субботы. Но те и другие, при руководстве просвещенных архипастырей, не возбуждали сомнений и обвинения в еретичестве. Раздора не произошло бы и в половине XVII века, если бы патр. Никон исправлял тогдашний русский обычай по образцу современного греческого не как неправый, нововводный и еретический.

                Совет считает, что старообрядцы проявят больше терпимости, любви и понимания, чем патр. Никон, когда признают новоисправленные чины не имеющими ереси.

                5) Совет полагает, что новоисправленные чины и обычаи не могли бы сами по себе произвести многовекового разделения в русском народе, если бы членами Греко-российской церкви, со времен преемников патр. Никона, в эпоху Петра Великого, а особенно со 2-й половины XVIII века, не нарушена была церковная дисциплина, не проявлено было легкое отношение к уставной строгой церковной жизни. Обрядоверие и поклонение пред буквой вызвало в обществе реакцию в виде отрицания обрядности, внешности в христианском богослужении. Отсюда сектантство, а с другой стороны отход от церкви высших классов русского народа.

                Совет считает нужным водворение в недрах Греко-российской церкви порядка и церковной дисциплины путем соборных исправлений.

                6) Совет приветствует освобождение русской церкви от цезаропапизма, но в то же время указывает, что виновником появления его в церкви был не только патр. Никон. Он боролся с ним и в этой борьбе пал. Русская церковь становится в полную зависимость от государственной власти еще задолго до появления старообрядчества, как отдельной ветви в церкви. Причина этого коренилась в тех особых представлениях о царе, перешедших к нам из Византии, которые усвоила древняя Русь, и по коим царю принадлежит всецелая забота не только о светских, но и о церковных делах. Иосиф Волоцкий о светской власти в церкви так выражается: «Господь Бог устроил царя в свое место… предал ему и церковное… и всея русския земли власть и попечение вручил ему»[4].

                Поэтому не только бывшие государи последнего времени, но и прежние цари контролировали церковное правление и руководили им. Цари созывали церковные соборы, назначали лиц – членов собора, наблюдали за церковными прениями, придавали окончательную редакцию соборным деяниям, отрицали или утверждали состоявшиеся соборные деяния[5].

                Совет всероссийских съездов православных старообрядцев полагает, что появившееся в половине XVII века разделение в русской церкви, не без участия в этом государственной власти, должно, с провозглашением нынешней свободы, отпасть и приглашает всех ревнующих о благе церковном ко взаимному примирению и объединению.

                7) Русская церковь становится на путь канонического строительства. Она стоит в преддверии поместного собора, привлекает к деятельной работе мирян, проводит повсюду выборное начало, устраивает приходскую жизнь, учреждает приходские советы, епархиальные съезды, во главе с их советами, проектирует митрополичьи округа и т.д. Дух подлинной соборности, не веявший с XVI столетия в русской церкви, надеемся, уничтожит ту религиозную узость и ту нетерпимость, кои содействовали развитию и процветанию раздора в церкви. Здравые течения в нашей церковно-общественной жизни – истинно-христианские, истинно-научные и прогрессивные, необходимо должны сравнять тот вал, который вырос между старообрядцами и держателями новоисправленных чинов и обрядов.

                Совет всероссийских съездов православных старообрядцев приветствует каноническое строительство церкви и громко возглашает: довольно споров, ссоры, обличений друг друга в неправославии и разных ересях! Оставим церковную распрю, основанную на недоразумении, на взаимном нежелании понять друг друга! Будем устраивать церковную жизнь по-Божьему! Враг христианства – неверие – ополчается на церковь. Соединимтесь[,] верующие во Христа и Церковь, подадим друг другу руку общения и помощи! Вы, старообрядцы, дайте дух церковности, вы[,] последовавшие за реформою патр. Никона, принесите веру во Христа и вечное, всех животворящее, Его Евангелие!

 

                Председатель совета: Андрей, епископ Уфимский.

                Товарищ председателя: протоиерей Симеон Шлеев.

Члены: протоиерей Иоанн Крючков. Священник Григорий Шлеев. Яков Максимович Пашков. Священник Алексий Шеляпин. Михаил Михайлов Диков. Священник Иоанн Шлеев.

Секретарь священник Гр. Дрибинцев.

 

ж. Слово Церкви. 1917 №28 С.511-512.

 

 



[1] Проф. Н.Ф.Каптерев. Патр. Никон и царь Алексей Михайлович т.2, стр. 391, 415, 488-89 и след.

[2] «Христиан. чтение» за 1881 г. кн. 1-я и брош. Графа А.Гейдена. «Из истории возникновения раскола при патр. Никоне», стр. 24-39.

[3] И.Д.Мансветов, проф. «Митроп. Киприан в его литургической деятельности», стр. 62-65.

[4] И.Хрущов. «Исследование о сочинениях Иосифа Санина», стр. 201 и 226.

[5] Н.Ф.Каптерев, проф. «Патр. Никон и царь Алексей Михайлович», т. 2-ой стр. 50-121.



Hosted by uCoz