Обращение единоверцев.
СОВЕТ всероссийских съездов ПРАВОСЛАВНЫХ СТАРООБРЯДЦЕВ
____
ПТГ. Николаевская, 22.
1917, Мая 28 дня.
№14
КОПИЯ.
Собору старообрядческих епископов Белокриницкой иерархии.
Совет
всероссийских съездов православных старообрядцев в целях примирения считает
нужным заявить о нижеследующем:
1)
Совет полагает, что запрещение с клятвой старых чинов и церковных обычаев и
осуждение их держателей совершено в русской церкви приезжими греческими
иерархами, в числе их патриархами, не имевшими в это время кафедры, без
должного понимания существа дела. Раздор в русской церкви своим формальным
происхождением обязан действиям на соборе 1667 г., главным образом, восточных
святителей. Причем некоторые из русских архипастырей впоследствии от этих
действий отказались. Не видно, чтобы их признали и патриархи: Мефодий Цареградский и Нектарий Иерусалимский[1].
Совет
считает необходимым снятие клятв путем соборного определения, совместно с
восточными патриархами.
2)
При ревностном отстаивании своих чинов и обычаев держатели их допускали, по неосмотрительности,
похуления и порицания чинопоследований
противной стороны.
Совет
всероссийских съездов православных старообрядцев считает означенные порицания и
похуления той и другой стороны подлежащими отмене
чрез соборные определения.
3)
Совет признает, что со стороны патриарха Никона было неосмотрительностью и
недостаточным пониманием дела, что произошло от невысокого его образования, в
частности, от незнания греческого языка, - начинать
объединение современных ему церквей – русской и греческой – с изменения
русского церковного чина и обычая.
Церковная
нужда того времени требовала от патриарха Никона не уничтожения особенностей
русского церковного предания, сравнительно с тогдашними,
по местам, греческими, а уничтожения неправильных представлений о единстве
Церкви.
Патр. Никон недостаточно оценил грамоту константинопольского
патр. Паисия, написанную в
духе умиротворения и предупреждения не увлекаться искоренением разностей в
чинах по поместным церквам[2].
Совет
не считает необходимостью для примирения оставление, или забвение той или
другой стороной своих обычаев и чинов. Иначе повторится ошибка патр. Никона со всеми ее последствиями.
4)
Деятельность патр. Никона по исправлению отношений
между русской и греческою церквами, в делах сближения их, направляла внимание
русских игреков не к духу и смыслу христианского учения, а к букве. По мнению патр. Никона получалось, что самое малейшее отклонение
русских от современных им греческих чинов и книг, хотя бы и не соединенное с
каким-либо неправильным церковным учением, не может быть терпимо. Отсюда крутая
ломка русской церковной старины; отсюда крайнее преклонение пред тогдашними
греческими чинами и порядками церковной жизни и понимание о последних, как
самых изначальных, древних, несмотря на их позднейшее происхождение. Между тем,
в наших книгах и чинах не раз производились перемены, не раз появлялись к нам с
востока разные церковные дополнения[3]. 4-я
молитва патр. Филофея на
Троицкой вечерне, чин литургии преждеосвященных даров, канон в чине
елеосвящения, чин выноса плащаницы на утрени Великой Субботы. Но те и другие,
при руководстве просвещенных архипастырей, не возбуждали сомнений и обвинения в
еретичестве. Раздора не произошло бы и в половине XVII века, если бы патр. Никон исправлял тогдашний русский обычай по образцу современного греческого не как неправый, нововводный
и еретический.
Совет
считает, что старообрядцы проявят больше терпимости, любви и понимания, чем патр. Никон, когда признают новоисправленные
чины не имеющими ереси.
5)
Совет полагает, что новоисправленные чины и обычаи не
могли бы сами по себе произвести многовекового разделения в русском народе,
если бы членами Греко-российской церкви, со времен преемников патр. Никона, в эпоху Петра Великого, а особенно со 2-й
половины XVIII века, не
нарушена была церковная дисциплина, не проявлено было легкое отношение к уставной строгой церковной жизни. Обрядоверие
и поклонение пред буквой вызвало в обществе реакцию в виде отрицания
обрядности, внешности в христианском богослужении. Отсюда сектантство, а с
другой стороны отход от церкви высших классов русского народа.
Совет
считает нужным водворение в недрах Греко-российской церкви порядка и церковной
дисциплины путем соборных исправлений.
6)
Совет приветствует освобождение русской церкви от цезаропапизма,
но в то же время указывает, что виновником появления его в церкви был не только
патр. Никон. Он боролся с ним и в этой борьбе пал.
Русская церковь становится в полную зависимость от государственной власти еще
задолго до появления старообрядчества, как отдельной ветви в церкви. Причина
этого коренилась в тех особых представлениях о царе, перешедших к нам из
Византии, которые усвоила древняя Русь, и по коим царю принадлежит всецелая
забота не только о светских, но и о церковных делах. Иосиф Волоцкий о светской
власти в церкви так выражается: «Господь Бог устроил царя в
свое место… предал ему и церковное… и всея русския
земли власть и попечение вручил ему»[4].
Поэтому
не только бывшие государи последнего времени, но и прежние цари контролировали
церковное правление и руководили им. Цари созывали церковные соборы, назначали
лиц – членов собора, наблюдали за церковными прениями, придавали окончательную
редакцию соборным деяниям, отрицали или утверждали состоявшиеся соборные деяния[5].
Совет
всероссийских съездов православных старообрядцев полагает, что появившееся в
половине XVII века
разделение в русской церкви, не без участия в этом государственной власти,
должно, с провозглашением нынешней свободы, отпасть и приглашает всех ревнующих
о благе церковном ко взаимному примирению и
объединению.
7)
Русская церковь становится на путь канонического строительства. Она стоит в
преддверии поместного собора, привлекает к деятельной работе мирян, проводит
повсюду выборное начало, устраивает приходскую жизнь, учреждает приходские
советы, епархиальные съезды, во главе с их советами, проектирует митрополичьи
округа и т.д. Дух подлинной соборности, не веявший с XVI столетия в русской церкви, надеемся,
уничтожит ту религиозную узость и ту нетерпимость, кои содействовали развитию и
процветанию раздора в церкви. Здравые течения в нашей церковно-общественной
жизни – истинно-христианские, истинно-научные и прогрессивные, необходимо
должны сравнять тот вал, который вырос между старообрядцами и держателями новоисправленных чинов и обрядов.
Совет
всероссийских съездов православных старообрядцев приветствует каноническое
строительство церкви и громко возглашает: довольно споров, ссоры, обличений
друг друга в неправославии и разных ересях! Оставим
церковную распрю, основанную на недоразумении, на взаимном нежелании понять
друг друга! Будем устраивать церковную жизнь по-Божьему!
Враг христианства – неверие – ополчается на церковь. Соединимтесь[,] верующие во Христа и Церковь, подадим друг другу руку
общения и помощи! Вы, старообрядцы, дайте дух церковности, вы[,]
последовавшие за реформою патр. Никона, принесите
веру во Христа и вечное, всех животворящее, Его Евангелие!
Председатель
совета: Андрей, епископ Уфимский.
Товарищ
председателя: протоиерей Симеон Шлеев.
Члены:
протоиерей Иоанн Крючков. Священник Григорий Шлеев. Яков Максимович Пашков.
Священник Алексий Шеляпин. Михаил Михайлов Диков. Священник Иоанн Шлеев.
Секретарь
священник Гр. Дрибинцев.
ж. Слово Церкви. 1917 №28 С.511-512.
[1] Проф. Н.Ф.Каптерев. Патр. Никон и царь Алексей Михайлович т.2, стр. 391, 415, 488-89 и след.
[2] «Христиан. чтение» за 1881 г. кн. 1-я и брош. Графа А.Гейдена. «Из истории возникновения раскола при патр. Никоне», стр. 24-39.
[3] И.Д.Мансветов, проф. «Митроп. Киприан в его литургической деятельности», стр. 62-65.
[4] И.Хрущов. «Исследование о сочинениях Иосифа Санина», стр. 201 и 226.
[5] Н.Ф.Каптерев, проф. «Патр. Никон и царь Алексей Михайлович», т. 2-ой стр. 50-121.