Версия для http://drevle.narod.ru/

М.В.Макровская. СВОЕОБРАЗИЕ ЛИПОВАНСКОЙ БОГОСЛУЖЕБНО-ПЕВЧЕСКОЙ ТРАДИЦИИ // Старообрядчество: История. Культура. Современность. Материалы 6-й научно-практической конференции. М., 2002. С.380-390.

 

Специальное изучение местных певческих традиций старообрядчества началось только в последней трети ХХ века. Ученые Т.Ф.Владышевская, Л.А.Игошев, Н.Г.Денисов, Т.Г.Федоренко, Л.М.Богомолова, Е.В.Коняхина, Ж.А.Боровова открыли для нас богатейший мир современного старообрядческого богослужебного пения, проанализировали его лучшие образцы и зафиксировали расшифровки фонограмм в виде, максимально приближенном к реальному звучанию. К сожалению, только начавшееся комплексное изучение различных регионов и общин совпало с процессом угасания местных певческих традиций.

Если обратиться к историческим фактам, то можно увидеть, что русская национальная культура в целом никогда не была централизованной и складывалась именно из региональных традиций. Так, сегодня известны многочисленные певческие школы, существовавшие на Руси в XVI-XVII вв.: Троице-Сергиевой Лавры, Кирило-Белозерского, Соловецкого, Тихвинского монастырей, Ростово-Суздальская, Новгородская, Усольская и другие. Развитие певческой культуры старообрядчества продолжалось в том же русле. Старообрядческие духовные центры также внесли свой вклад в развитие богослужебного пения: это Выго-Лексинское общежительство, Иргизские монастыри, Гуслицы. Сегодня почти совершенно неисследованной областью предстает богослужебно-певческая традиция Ветковской церкви (1). Она сложилась в конце XVII в. в старообрядческих поселениях на реке Ветка (ныне Гомельская область Белоруссии) и затем распространилась на южных окраинах России и в ближайшем зарубежье в XVIII-XIX вв. после многочисленных миграций общин. О ее богатстве и своеобразии возможно в некоторой мере судить по особенностям пения, сохранившегося на Юге, в частности — в липованских общинах Румынии (2).

Традиция эта является уникальной — как по певческим особенностям, так и по степени сохранности. Наиболее однородный вид пения содержат поповские общины, расположенные на территории Румынии и, отчасти, Молдавии и Южной Украины. С годами сужается круг напевов, исполняемых «по-старинному», а также уменьшается число общин, где изустный вид пения преобладает над книжным. Поэтому хотелось бы специально поднять вопрос о комплексном собирании и изучении образцов данной традиции, сегодня как нельзя более своевременном.

Попытаемся обозначить место липованской традиции на карте современного старообрядчества. В 1996г. вышло первое системное исследование по старообрядческой певческой культуре (3). В нем Н.Г.Денисов выделяет по ряду уставно-певческих признаков две наиболее значительных традиции, называя их условно «российская» и «южная». В сфере литургического пения для «российской» более характерным является воспроизведение книжного текста как можно ближе к записанному крюками. «Южная» же представлена в основном, напротив, изустными видами пения. Ее уставные и богослужебные особенности перечислены в исследовании Н.Г.Денисова (с. 110-117). На основании сохранения этих особенностей липованское богослужебное пение можно отнести к южной традиции. Следует подчеркнуть, что принципиально важной установкой для данной традиции является сохранение на протяжении ХХ века чисто мужского пения, которое ныне во многих общинах по причине оскудения клиросов заменилось смешанным.

Главная характерная черта липованского пения может быть замечена на слух: напев расширяется до полутора и более раз в сравнении с записанным в книге, однако книжный прототип остается узнаваемым. Как и за счет чего происходит увеличение продолжительности напева? Если мы рассмотрим отдельный крюковой знак, то увидим, что в строгом прочтении согласно азбуке он имеет от 1 до 3-4 звуков. При исполнении к каждому знаку дополняются другие звуки, кроме основного, напев орнаментируется. Таким образом, где указан один звук, часто поется два или три, где указано два — могут петься четыре или пять. Это происходит за счет замедления темпа песнопений и дробления отдельных долей. Так исполняются солевые песнопения. Следует подчеркнуть, что в книгах не выписываются орнаменты, исполняемые в изустной практике. Наблюдения автора в общинах Румынии, показывают, что подавляющее большинство всех столповых знаменных песнопений исполняются по рукописным книгам, выполненным местными писцами. Книги быстро ветшают, постоянно создаются новые, которыми и предпочитают пользоваться клирошане. В каждом храме хранится обычно около 10 рукописных певческих книг XIX-ХХ вв. Также приобретались печатные книги изданий А.И.Морозова и Л.Ф.Калашникова, но они не получили широкого распространения.

В липованских поповских общинах бытуют примерно одни и те же схожие редакции напевов, и в орнаментированном виде исполняется определенный круг песнопений. Наиболее показательными являются песнопения Обихода. В наше время уже реже можно услышать протяженные напевы 103-го псалма, 1-й «Славы» 1-й кафизмы «Блажен муж» — эти песнопения обычно исполняются напевкой с сокращениями. Более точно сохраняются напевы «Воззвахов», «Бог Господь», «Хвалите имя Господне», величаний, некоторых ирмосов. Наиболее хорошо местная традиция сохранилась в напевах Литургии: «Единородный Сын» демеством, «Святый Боже», «Елицы во Христа крестистеся» знаменное и путевое, «Кресту Твоему», «Аллилуия» знаменная и демественная, «Слава Тебе, Господи» знаменное и демественное, «Иже херувимы» знаменное и демественное, «Отца и Сына» путевое, «Милость мир» знаменное и демественное, большие «Аминь», причастны. В целом можно подчеркнуть такие особенности пения в Литургии как частое исполнение демественных напевов и расширение песнопений, связанных с тайной молитвой священника.

С древности по рукописным источникам известны многочисленные ремарки «большее», «меньшее», «ин роспев», которые применялись к песнопениям различной протяженности. Эти варианты предназначались для разных видов служб — вседневных, воскресных, праздничных. В пореформенный период эти варианты в основном стали исчезать из рукописных книг, однако, традиция их исполнения сохранилась в липованском пении в виде изустного предания.

В отличие от солевых изустные напевы — например, самогласны — тоже имеют свои особенности. Здесь расширяются только окончания строк, или же орнаментируются отдельные знаки. Сравнение многочисленных фонограмм показывает, что «самовольные» добавки певцов чрезвычайно редки, в большинстве же случаев все обороты имеют регламентировнаное употребление в местной традиции и могут по-разному претворяться в пении общин. В результате внешних воздействий с годами мелодика напевки может несколько видоизменяться, но при этом сохраняется форма прототипа, отчего и «книжный» напев остается узнаваемым на слух.

По воспоминаниям старожилов Буковины и Бессарабии конца 90-х гг., липованская певческая традиция, которая ныне существует в Румынии, ранее была общей для всех приходов в Южной Украине и Молдавии. После присоединения к России частей Северной Буковины и Бессарабии в 1940г. здесь началось московское влияние, усилившееся в 70-х гг. и продолжающееся доныне. Конечно же, в первую очередь оно коснулось городских приходов, где теперь редка как традиционная местная конфессиональная одежда, так и изустное пение. И только в нескольких отдаленных селах до последнего времени могут сохраняться традиционные особенности пения. Очень редко где напевкой поется вся служба, чаще всего — только избранные песнопения. В Хмельницкой области (Украина) в селе Пилипы Хребтиевские пожилые певцы левого клироса знают изустные версии песнопений всей службы. Еще на рубеже 80х-90х гг. ХХ века в селе Егоровка в Молдавии наблюдалось схожее явление. В селе Грубно в Черновицкой обл. на клиросах много молодежи, которые также придерживаются местной традиции. Сегодня почти во всех старообрядческих общинах Одесской обл., расположенных по течению Дуная (притом, что в основном там принято книжное крюковое пение) можно услышать на Литургии старинную «Аллилуию» по Апостоле и «Слава Тебе, Господи», а также протяженные орнаментированные припевы на паремиях в Великую Субботу: «Славно бо прославися» и «Пойте и превозносите Его во веки». Теперь же носителями этой традиции в полной мере являются лишь старообрядческие общины Румынии.

Следует сказать несколько слов о связях липованского пения с другими местными традициями. Поскольку обычаи Ветковской церкви продолжались не только в культуре липован, но и распространялись по другим регионам России и всего мира, некоторые общинные традиции имеют подобный же вид пения или близкий к нему. «Семейские» старообрядцы, ныне проживающие на Алтае, в Читинской обл. и Забайкалье, ведут свое происхождение из Ветковско-Стародубских слобод, откуда началось их переселение в 1760-е годы (4). Певческой культуре «семейских» Забайкалья посвящено диссертационное исследование Т.Г.Федоренко (5). Их пение во многом отличается от пения, звучащего в липованских общинах, но по-прежнему характерной чертой является расширение или всего напева, или только его окончания.

Родственно липованскому и пение казаков-некрасовцев. Облик пения, сложившийся в Румынии к концу XIX века, стал основой для местных традиций широкого круга мигрировавших общин. Казаки-некрасовцы, называемые «дунаками», в конце XIX века вышли из устья Дуная и обосновались в Турции. Оттуда последовали миграции общин в Россию и США. Две общины выходцев из Турции, переселившихся в 1962г. на Ставрополье и принявших Белокриницкую иерархию (6), фактически утеряли свои ранние рукописные книги. Основной круг напевов исполняется ими в принятой традиции, т.е. со сложившимися особенностями орнаментации.

Несколько общин казаков-некрасовцев, принадлежащих Древлеправославной церкви, мигрировали на Кубань из Турции (поэтапно, начиная с 1920-х гг.) и из Румынии по окончании Второй мировой войны, в конце 40-х гг. (7). За годы проживания в России они восприняли множество особенностей, свойственных новозыбковскому пению (8). Так, гласовые и другие изустные напевы еще сохраняют южные интонационные особенности, но солевое пение уже приближается к строго книжному, чему способствуют связи с конфессиональными центрами.

В окрестностях гудборна штата Орегон (США) проживают потомки казаков-некрасовцев, переселившихся в 1963г. из Западной Турции (9). Они принадлежат к часовенному согласию и не имеют певческих рукописных книг. Напевка в общинах «турчан» особенная. Однако, типологически родственными пению в южной традиции остаются существенные черты: манера звукоизвлечения открытая, регистр ближе к высокому, темп замедлен в солевых песнопениях (особенно в сольном исполнении) и ускорен в напевке, ритм очень гибок и подвижен, изобилует пунктирными фигурами. И главное: напев претерпевает достаточно сильное расширение, в котором отдельные обороты и каденции просто совпадают с пением ставропольских общин некрасовцев.

Есть, наконец, множество опосредованных связей липованской напевки с безпоповским пением. Хотя в липованском наречном пении и отсутствуют огласовки, но они спонтанно произносятся певцами для разделения согласных букв и отчетливого произнесения слогов; вокальная манера также аутентичная. Очень интересным вопросом является исполнение песнопений 3-го гласа. В большинстве безпоповских приходов принято петь самогласен 3-го гласа в другом звукоряде против записанного в книгах. Реально же при таком исполнении повышаются звуки «фа низкое» и «фа высокое». В переводе на круглую ноту «фа низкое» соответствует звуку фа-диез (против фа-бекара, подразумеваемого в унифицированном пении), а «фа высокое» — звуку си-бекар (против си-бемоля) (11). То же мы наблюдаем в поповских общинах на Юге — даже там, где изустное пение сегодня забывается, например, в Брянской области. Ладовое наклонение напева, более мягкое, совпадает с принятым у безпоповцев; мелодика варьируется, как это обычно бывает при расширении напева. Реально география бытования этой версии 3-го гласа чрезвычайно широка. Автору доводилось слышать его в общинах Новгорода, Пскова, Пермской обл., Самары, сел Краснодарского края (Россия), Одесской, Хмельницкой и Черновицкой областей (Украина), и в Румынии — повсеместно. Данный напев является сегодня одной из «загадок археографии», и учеными выдвигаются различные гипотезы о происхождении подобных явлений (12).

Эти опосредованные связи двух разных традиций, сегодня достаточно далеко отстоящих друг от друга по степени взаимного влияния, на наш взгляд, являются наиболее перспективным направлением исследования липованского пения — на уровне как письменных, так и устных источников. Поскольку раздельноречная традиция наиболее последовательно сохраняет принципы просодии и интонирования, свойственные дореформенному пению, то важным представляется введение в научный оборот и подробное рассмотрение разнообразных, в том числе и современных источников, подтверждающих ее существенные черты.

 

Примечания.

1 Данной теме была посвящена лишь одна специальная работа: Игошев Л.А. К вопросу о значении традиций древнерусского певческого искусства (по материалам археографического обследования Ветковско-Стародубских слобод). // Русские письменные и устные традиции и духовная культура. (По материалам археографических экспедиций МГУ 1966-1980 гг.) М., 1982. С. 228-237.

2 В безымянных комментариях к книге И.Е.Кабанова «Кратчайшее начертание истории Ветковския церкви» сказано: «Обычаи и уставы Ветковских храмов и монастырей продолжали жить в старообрядческих слободах Стародубья (ныне Брянская область), Черниговщины, Буковины и Молдавии. Они сохраняются доныне среди «липован» — потомков русских старообрядцев, живущих в Румынии» (История и обычаи Ветковской церкви. // Старообрядческий церковный календарь. М., 1994. С.66).

3 Денисов Н.Г. Устные традиции пения у старообрядцев: пение по “напевке”, вопросы интерпретации. Дисс. на соиск. уч. ст. канд. иск. М., 1996.

4 См.: Маёрова К.В. Алтайские старообрядцы (история, традиции, лингвокультурологические особенности, "картина мира"). // Старообрядчество: История, культура, современность. Материалы IV научно-практической конференции. М., 1998. С.195-199.

5 Федоренко Т.Г. Забайкальское старообрядчество: книжные традиции и современная певческая практика. Дисс. на соиск. уч. ст. канд. иск. Новосибирск, 1995

6 С.Новокумка и сургун-Маджары Левокумского р-на Ставропольского края (Россия).

7 Г.Приморско-Ахтарск и хутор Новопокровский Приморско-Ахтарского р-на Краснодарского края. Община хутора Новонекрасовский того же района, относящаяся к Белокриницкой иерархии, примерно до 2000г. содержала ту же богослужебно-уставную традицию.

8 Г.Новозыбков Брянской обл. — до 2001г. один из важнейших центров Древлеправославной церкви, местопребывание Архиепископа.

9 См.: Касаткин Л.Л., Касаткина Р.Ф. Диалекты русских старообрядцев в Орегоне (США). // Старообрядчество: История, культура, современность. Материалы III научно-практической конференции. М., 1997. С.208-210.

10 Это явление впервые было описано Т.Ф.Владышевской и получило название «архаическое интонирование». Историография вопроса и нотные примеры содержатся в следующих статьях: Владышевская Т.Ф. К вопросу об изучении традиций древнерусского певческого искусства // Из истории русской и советской музыки. Вып 2. М., 1976. С.44-58. Богомолова Л.М. К стилистике современной старообрядческой культуры: письменные и устные традиции // Из истории музыкальной жизни России (XVIII-XIX вв.). М., 1990. С.23-49. Также о характерном интонировании песнопений 3-го гласа сообщается в предисловии к книге Е.Григорьева «Пособие по изучению знаменного пения». Рига, 1992, с.28, где автором дается иная трактовка данного вопроса.

11 Игошев Л.А. Напевка. Что это? // Древлеправославный вестник. 1999 г. № 2. С. 53-57.



Hosted by uCoz