Д.А.Григорьев
ПЕРИОДИЗАЦИЯ ВЫГО-ЛЕКСИНСКОЙ
ПЕВЧЕСКОЙ ТРАДИЦИИ
Выго-Лексинское
староверческое общежительство в Поморье было основано в 90-х годах XVII века. Название его происходит от
двух рек: реки Выг, где была расположена мужская ограда, и реки Лекса – с
женской оградой. Первоначально женская часть общежительства также находилась на
Выгу. Впоследствии это место стало называться Данилово – от имени основателя
киновии Даниила Викулича, а монастырь стал называться Данилов.
Важным свидетельством о
состоянии певческого дела на Выгу является книга «История Выговской пустыни»,
написанная самими выговцами во второй половине XVIII века и содержащая ценные
исторические сведения «из первых уст». В «Истории» неоднократно упоминается о
приверженности выговцев с первых лет основания пустыни к традициям Соловецкого
монастыря – как в уставных, так и в певческих особенностях. Видно, что эта
приверженность происходит от первых основателей пустыни, среди которых были и соловецкие
иноки, бежавшие до осады из монастыря. Как известно, Соловецкий монастырь
отличался особой строгостью в сохранении литургических обычаев, и наиболее ярко
это проявилось и в неприятии иноками этого монастыря наречного пения,
введенного патриархом Никоном.
За все время своего существования
Выговское общежительство придерживалось раздельноречной традиции. Некоторые
научные высказывания о том, что якобы первый киновиарх Андрей Дионисьевич был
приверженцем наречного пения, не выдерживают никакой критики; подробно это
мнение было опровергнуто в работах моей учительницы Ф.В.Панченко. Напротив,
«История Выговской пустыни» повествует, что когда на Выг в 1720г. пришел крупнейший
знаток пения москвич Иван Иванов, то Андрей Дионисьевич пошел к нему в научение
и, «вскоре выучив всяко пение», пошел учить сестер на Лексу. В РНБ хранится
крюковая азбука, на которой написано, что она происходит из «сестринской
грамотной Лексинской обители». По филиграням и по почерку эта азбука датируется
началом XVIII века. Вполне возможно, что данная азбука отображает этап, о котором
повествует автор «Истории».
Первые книги Выговского
письма полного певческого круга были созданы не ранее 50х годов XVIII столетия.
Из рукописей более раннего периода известны в основном сборники-конволюты,
содержащие части Обихода (в основном постного), некоторые службы из Стихираря
(наиболее распространенные – это службы апп. Петру и Павлу, свт. Николе, прор.
Иоанну Предотече), а также подборки служб отдельным двунадесятым праздникам, в
основном храмовым праздникам Соловецкого монастыря, которые чтились на Выгу
(многие храмовые праздники Соловков имели посвящение церквей и на Выгу). Из
полных сводов певческих книг в ранней письменной традиции выговцев известны
только Ирмосы и Октай. Напомним, что именно эти две книги и легли в основу подготовки и научения певчего в
поморской традиции, которая дошла и до наших дней. Подборка строк и попевок в
поморских певческих азбуках также составлена на основе этих двух книг.
Отсутствие в ранний
период других певческих книг не означает, что их не было в литургическом употреблении,
просто пели в основном по дореформенным безпометным рукописям XVII века, «опомеченным» частично
выговцами и приспособленными таким образом для совершения служб. «История»
сообщает, что первоначально грамотных певцов «по знамени безпометному» было
немного, а остальные за ними по слуху подпевали по крылосам. Но зато какого
уровня знания были эти певцы, можно судить по безпометным рукописям, «опомеченным»
ими. А это и знаменитый Усть-Цилемский сборник, включающий распев Евангельских
стихер большим знаменем «переводу Крестьянинова», и рукопись царских
роспевщиков, содержащая «инъ роспевы» триоди Постной и Цветной из собрания
РГАДА, и многие другие первоначально безпометные сборники, бытовавшие иногда на
Руси в единичных списках. Некоторые из таких сборников атрибутированы и введены
в научный оборот Ф.В.Панченко в работе «Средневековые авторские роспевы в
поморских рукописях». В последнее время
мною выявлено еще несколько безпометных рукописей, «опомеченных» выговцами,
содержащих уникальные «инъ переводы» без ремарок авторства. Вероятно, что составление,
написание и редактирование полного пометного круга книг может приписываться
деятельности Ивана Иванова или Москвитинина (сына попа Успенского собора в
Москве), пришедшего на Выг в 1720 году. «История» повествует, что он «зело
знаменное пение знал и по ноте, и по знамени, и по помете церковной», а также
был знатоком демественного и путного пения. С его именем «История» связывает
начало повсеместного обучения пению на Выгу.
Примерно такая хронология
в отношении раннего периода была принята Ф.В.Панченко и мною до находки одной
пометной певческой азбуки, датируемой до 1710 г. (1-я часть, фитник – кон. XVII в. и 2-я часть, кокизник – нач. XVIII в.). Эта азбука бытовала на Выгу и
впоследствии оказала самое серьезное влияние на развитие певческой традиции.
Под роспев этой азбуки мною выявлено по разным книгохранилищам Москвы и
Санкт-Петербурга около 100 рукописей как безпометных, но «опомеченных» на Выгу
под толкования этой азбуки, так и самостоятельного написания, не позднее
1710-12 гг., т.е. периода до 1720 года и соответственно до прихода на Выг Ивана
Москвитинина. Уникальность этой азбуки состоит в том, что роспев многих знамен
и лиц содержит чисто локальный характер и не зафиксирован мной ни в одной
другой письменной певческой традиции – ни Древней Руси, ни других
старообрядческих согласий. Аналогия роспеву этой азбуки выявилась в живой
липованской традиции при прослушивании аудиозаписей 1999-2000 г. На первый
взгляд может показаться непонятным, как роспевы знамен раздельноречной традиции
Выга оказались у поповцев, но, с другой стороны, в этом нет ничего
удивительного. Липоване – это выходцы с Ветки, и если принять во внимание
бытование на Ветке до 1730 г. раздельноречной традиции и общение Выга с
ветковцами в этот период, то вполне возможно, что роспев невм указывает на тесные контакты этих
центров (см. книгу Лилеева «Историческое известие о расколе на Ветке и в
Стародубье»).
Примечательно, что
румынские липоване очень четко определяют московскую традицию, идущую от
певческого круга Л.Ф.Калашникова, и сами почти не пользуются этим печатным
кругом, а поют в основном по рукописям. Это свидетельство также указывает на
локальный характер, усвоенный ими в роспеве тех или иных невм и, возможно,
перешедший на толкования невм из раздельноречного периода на наречный, когда
они так пели на Ветке. Эта особенность
пения и сейчас разительно отличает их от других старообрядцев-поповцев.
Если вернуться к истории
Выга и начать говорить о периодизации певческой традиции, то здесь выделяются
разные периоды, которые иногда накладываются друг на друга. Указанная ранняя
азбука и роспев книг с толкованиями невм под нее была в употреблении примерно
до 30-х гг. XVIII века. Некоторые остаточные явления в роспеве на примере единичных случаев
могут встречаться и позднее, но в то же время азбука, использовавшаяся в обучении
на Лексе, написания явно до 30-х гг., содержит уже другой роспев невм – условно
назовем его «средний» или «второй период». Возможно, что изменения, происшедшие
на Выгу, связаны с деятельностью Ивана Иванова и систематизацией им знаменного
роспева. Полный певческий круг, систематизированный и написанный Выговскими
книжниками только в 50-е годы, содержит роспев невм уже «второго периода». От
раннего периода помимо азбуки остались расписанные части Обихода, части
Стихираря, Праздники, а также Ирмосы и Октай. В «средний» или «второй» период
роспев невм получил уже свое «типовое» значение, аналогии ему находятся в певческих
азбуках Древней Руси и в азбуке А.Мезенца, где Мезенец приводит некоторые
роспевы невм в усольской традиции. Это соотношение роспева Выговских рукописей
с усольской традицией отмечалось и о.Павлом (Коротких), в частной беседе он
поделился со мной этими наблюдениями, но также встречаются и розводы московской
школы перевода Феодора Крестьянина. «Средний период» длился на Выгу до 90х
годов XVIII в. или даже до самого начала XIX в. Именно в этот период складывается
и определенный, классический тип письма, названный впоследствии поморский
полуустав, и орнаментированные заставки в рукописях, тоже имеющие свои четкие
особенности и отличающие поморские книги разительно от книг других старообрядческих
школ. С начала XIX столетия в связи с
общим упадком на Выгу начинается поздний период, который длится до закрытия
монастыря в середине XIX века, и отчасти имеющий продолжение в певческой
традиции федосеевцев Преображенского кладбища в Москве. «Поздний период»
роспева невм, начавшийся с начала XIX века, уже не ознаменован таким
осознанным переходом традиции, как это было в середине XVIII века – скорее, он вылился из
«среднего периода». Проявилось это в незначительных изменениях в роспеве невм,
в основном появилось больше опеваний и ломок голосом, которые, по моим
наблюдениям, записывались в азбуку с голоса – в таком виде знаменный роспев и
сейчас существует в живой традиции безпоповцев. Рукописи «позднего периода»,
написанные или на Выгу, или на Лексе, зачастую очень отличаются просто
красивым, но нередко безграмотным в певческом отношении письмом. Поскольку они
писались людьми, не знающими знамен, а просто обладавшими хорошими
каллиграфическими навыками и писавшими их на продажу под заказ. Отсюда и
степень «грамотности» письма. Если перед писцом лежал хороший, грамотный в
отношении знамен и помет протограф, то писец списывал его с минимальным количеством
своих ошибок, допущенных им при такой «бездумной» копировке рукописей. Если
изначально был плохой протограф, то к певческим ошибкам, допущенным в нем,
писец прибавлял еще и свои, а иногда ошибки писца были многочисленными.
Безусловно, любая
периодизация оказывается несколько условной, поскольку на практике при работе с
поморскими рукописями постоянно сталкиваешься с наложением одного периода на
другой и их параллельным бытованием. Это возможно объяснить и сохранением каких-то
особенностей того или иного периода в певческой практике многочисленных скитов,
разбросанных вокруг Выга, административно подчиняющихся центру, т.е. Данилову
монастырю, но в пении, возможно, придерживающихся более архаических
особенностей. Если принять во внимание исторически известный факт, что были
скиты, где жили литейщики (медное литье было налажено на Выгу с начала XVIII в.), или наличие скитов иконописцев и
певчих (яркий пример такого «элитного» скита – Березовский скит, где жил Иван
Москвитинин), то наши предположения вполне могут иметь место.
Возможно, что и некоторые
книги из архивов, оказавшиеся у нас в руках и принадлежащие тому или иному
периоду, были написаны не в Выгорецком центральном монастыре, а в каких-либо
соседних скитах. Эти особенности в периодизации следует учитывать при пении или
расшифровке поморских рукописей того или иного периода. В настоящее время два
пособия, составленные Евгением Григорьевым, отображают позднюю поморскую
традицию и не могут использоваться для работы с поморскими рукописями до 70-80
гг. XVIII века.