Послание священномученика Дамаскина (Цедрика), епископа
Стародубского
к священномученику Серафиму (Самойловичу), архиепископу
Угличскому.
15 апреля 1934 года
Копия.
Из переписки двух епископов.
Вопрос о благодатности сергианства.
Не сумею, Дор[огой]
Вл[адыко], выразить благодарение своего Господу, влагающему единые мысли и даже
единые формы выражения их разделеннным телом, но единым по духу рабом своим.
Многажды в сем я убеждался. Ваше письмо ― подтверждение
сего. М[ожет] б[ыть], в
деталях мы не совпадаем, но в основном единодушны. Высказал Вам свое слово по
сему вопросу.
Путь митрополита Сергия — путь несомненной апостасии. Отсюда и отщетение благодати у него
несомненны. Несомненен отход от благодати и всякого сознательно внедряющего в
жизнь план «мудрейшего».
Здесь встает
вопрос о том, насколько повинны в этом грехе те массы верующих и рядового
духовенства (епископам оправдания никакого быть не может), кои не в состоянии
разобраться в тонком лукавстве Сергиевского «курса», кои, подчиняясь авторитету
большинства епископата, боятся «раскола», к тому же не слыша авторитетнейшего
суждения по сему вопросу предстоятеля церкви Патриаршего Местоблюстителя.
Встает и другой вопрос, — имеет
ли право кто-либо называть безблагодатными таинства, совершаемые в сергианских
храмах, раньше чем церковь Соборным решением отсечет
согрешивших, предварительно призвавши их к покаянию и исправлению?
Отщетились благодати м[итрополит] С[ерги]й, X, У, Z, но пока они не отсечены ― не
действует ли в Ц[ерк]ви то положение, исповедуемое Церковью, что «вместо
недостойных служителей алтаря Господь ангелов своих невидимо для совершения
блаженственного [так в копии] таинства посылает». Если такое положение
существует (я верую, что такое есть), то не благоразумнее ли потерпеть, не
обвинять в беззакониях сознательного сергианства массы тех, кои страдают в
душе от творимой беззаконниками неправды, кои нисколько не разделяют их
мнений, но, не будучи в состоянии уяснить себе
сущность наших расхождений, боятся ошибиться при самостоятельном выборе пути,
находя же единственную отраду и утешение среди окружающего мрака и скорби в
церковных службах, — посещают сергианские храмы?
Такое состояние я полагаю терпимым в
отношении тех слабых, непросвещенных, коим в силу их младенческого неведения
и простоты не может быть вменен грех сергианства.
Погрешают те из них, кои понимают всю
неправду и проистекающее из нее зло сергианства, но по инертности своей или по
малодушию остаются в рядах тех.
Еще больше погрешают те пастыри, кои разбираются в положении,
но благодаря трусости своей, или, того хуже — по материальному расчету,
остаются в рядах сергиан, увеличивая количество и значимость их. К несчастию,
таковых не мало.
Что же касается тех рабов Божьих, коим
дано разобраться в положении, осознать неправду и зло сергианства, понять, что
путь сергианства — есть путь апостасии[1],
— те обязаны не только выступить с протестом против деяний м[итрополита]
С[ерги]я и присных его, не только пройти указанный писанием и церковными
правилами путь увещания и обличения соблазнителей, но и своим примером должны
показать свое противление совершающейся неправде и соблазну, порывая литургическое
общение с сергианами, не посещая храмов их, делая все возможное для приближения
момента соборного суда над беззаконниками.
Лично я прошел весь этот путь, порвавши
литургическое общение с м[итрополитом] С[ерги]ем по
возвращении из ссылки 1-го января 1929 года, и словесно и письменно обратившись
к нему с увещаниями.
Ныне совершается суд Церкви Российской, и
каждый свободной волей избирает путь свой. Люди юридического склада ума
церковное бытие мыслят во внешних формах отношений, субординации, различии ц[ерковных] учреждений, торжественных храмовых служениях и
т.д. Путем соблюдения внешних форм, внешней дисциплины, путем умолчаний,
условности, фразеологии успокаивается иногда мятущаяся совесть, все у них по
видимости складно, в порядке, но за всем сим — по слову Господа (Иоанн 3, 18,
19[2])
— совершается суд: «люди более возлюбили тьму, нежели свет, потому что дела их
были злы».
Не всем, к сожалению, дано
осознать, что бедность и немощь являются теми необходимыми условиями, при коих
совершается преизобильная сила Божия. Поистине только во тьме безблагодатности
можно было решиться пожертвовать свободой Ц[ерк]ви ради
сохранения «богатства» условно разрешенных храмовых служений и подозрительной
«силы» синодального управления. Эти именно достижения свои имел в виду м[итрополит] С[ерги]й, горделиво заявляя лишь, что он
«спасает Ц [ерко] вь»[3].
Мы держимся противоположного
взгляда: мы готовы (до времени) отказаться ради сохранения внутренней свободы Ц[ерк]ви и от торжествен[ных] богослужений, и от конструирующих
церк[овных] учреждений, предпочитая последним создание и укрепление
дух[овно-?] благодатных связей между пастырями и пасомыми. Дальнейшее же,
внешнее устроение церкви мы возлагаем на милость Божию к нам, кающимся в прежних
своих грехах перед Ц[ерко]вью, на его божествен[ый]
промысл и силу, твердо уповая на данные им Ц[ерк]ви обетования». «Верующий не
судится, а не верующий уже осужден». Один из Оптинских отцев сказал:
«Православие живет среди всяческого неустройства и скудности, именно для того,
чтобы было видно, что оно держится не человеческими силами и порядками, а
могуществом Божием».
Несомненно, строгий суд
церковный ждет м[итрополита] С[ерги]я и его присных.
Строго говоря, суд, как выражение церков[ного]
сознания по данному вопросу, в идеальном его содержании уже совершился. Ц[ерко]вь выразила свое полное осуждение м[итрополиту]
С[ерги]ю и его беззаконным деяниям, а вместе с ним и всем участникам и соратаям
м[итрополита] С[ерги]я на его блаженном [так в копии] пути. Выразила это
десятками направленных м[итрополиту] С[ерги]ю протестов
православных архипастырей и массой таковых же со стороны верующих пресвитеров и
мирян. Выразила это она массовым отходом от сергиан верующих, прекративших посещать
их храмы и общаться с ними. Суд этот сказывается и в совести самих сергиан, в
большинстве своем сознающих неправду сергианства и терзающихся от такого противоречия,
ибо только малодушие и боязливость удерживают их в рядах сергиан, участь же такой
«боязливости» предчувствуется ими (Апок: 21, 8)[4].
Недаром, однако, учрежден и
видимый суд в Ц[ерк]ви для вразумления погибающих и
предупреждения соблазняющимся и каждый из нас должен сделать все от него
зависящее для приближения такого момента во имя общего блага Ц[ерк]ви.
Нередко мне приходилось слышать,
даже от самих сергиан, недоумение по поводу молчания Патриаршего Местоблюстителя
в такой критический момент церковного недоумения. Говоря, «почему м[итрополит] Петр не выскажет своего авторитетного суждения
по поводу происходящей церк[овной] разрухи, хотя даже рискуя еще более
потерпеть за это? Ведь интересы церкви должны быть для него дороже жизни».
А что если м[итрополит]
Петр такое слово свое уже сказал, но его приказчик, присвоивший себе права большие,
чем были у самого хозяина, не слушает его? Что если будет с очевидностью
доказано, что со стороны м[итрополита] Петра дважды
было послано м[итрополиту] С[ерги]ю распоряжение (хотя бы и без исходящего №)
прекратить его узурпацию власти «исправить допущенную ошибку... устранить и
прочие мероприятия, превысившие его полномочия»[5]?
Как к сему отнесутся все «малодушные», все
неискренние сергиане, вся масса обманутых верующих?
Здесь я, дорогой Вл[адыко], вплотную подошел к вопросу, решение которого
потребует с Вашей стороны некоторого терпения. Скажу только одно пока:
очевидно, произошло то, что м[итрополит] Кирилл
предвидел уже давно», когда в 29 г[оду] писал мне, что наши отдельные протесты
не возымеют никакого действия на м[итрополита] С[ерги]я, ибо «он настолько
зарвался, что уже не послушает и более строгого окрика»[6].
На этом до времени кончу.
Из переписки двух епископов (продолжение).
Господи благослови. Продолжаю.
То, чем вы угостили ДЕДКА[7],
предполагалось быть сделано нами еще в 29 г[оду],
если бы вовремя была получена великолепная и столь питательная начинка с
севера. Предполагалось состряпать пирог значительного размера и достойной
формы вкупе с знаменитейшими кондитерами. И в 1934 г[оду] я получил одобрение[8]
... на то же и была намечена форма. Теперь я пришел к совершенно иным выводам,
когда после «падения с луны»[9]
присмотрелся к вашей земной жизни и проразумевая во всем совершившемся и
совершающемся благую волю Божию, ведущую нас к великой апостасии Ц[ерк]ви православной.
Продумайте, Друже и Брате возлюбленный, следующую мысль. Если происходит суд
Божий, если Господь творит отсев пшеницы, отбор воинов для противостания
выходящему из бездны зверю, — какое может быть наше место в этом плане? Мое
настроение в отношении данного момента определяется последними стихами 97
псалма[10].
И чем более углубляюсь я мыслию к уразумению совершающегося, тем более проникаюсь
ужасом благоговения перед величием и благостию промысла Божия о нас и в
восторге воспеваю первые два стиха 45 псалма[11].
Совершается суд Божий над
Церковью и народом русским[12].
Ныне отняты пастыри от пасомых[13]
именно для того, чтобы перед лицом суда каждый совершенно] самостоятельно
избрал путь свой — ко Христу или от Христа, причем и
пастыри судятся, как рабы. Совершается отбор тех истинных воинов Христовых,
кои только смогут быть строителями нового здания Церкви, кои только и будут в
состоянии противостоять самому «зверю», времена же приблизились
несомненно апокалипсические.
Разумеется, в таком плане
необходимо быть и сергианам, как необходим был Иуда. Недаром апостол говорит:
что «надлежит быть и разномыслиям[14],
дабы открылись искусные»[15].
Тяжесть греха этих соблазнителей определена самим Господом. Он и судит их уже,
ибо они уже приходят к концу своему, как в свое время «живцы». Вам еще
неизвестно, вероятно, о готовящемся в Москве преподнесении титула — «блаженнейшего»
и «митрополита Московского»[16].
Как видите, они сами себя уже топят[17].
Что же можем сделать мы при
настоящих условиях? Добиваться удаления м[итрополита]
С[ерги]я? Поздно, да и бесполезно. Уйдет м[итрополит]
С[ерги]й — остается сергианство, т. е. то сознательное попрание идеала св[ятой]
Ц[ерк]ви ради сохранения внешнего декорума и личного благополучия, которое
необходимо является в результате т[а]к наз[ываемой] легализации.
Что собственно имеет м[итрополит] С[ерги]й? Немногие храмы и готовое ко всему
приспособиться духовенство. Паства? Там ее почти нет, ибо за храмы в настоящих
условиях держатся в большинстве люди внешнего устроения. Печальную картину
являют собою люди, приверженные к храму, но совершенно нецерковные, ибо
сменяют православных священнослужителей в храме живцы, тех обновленцы или
самосвяты, этих сергиане, потом вновь обновленцы, а приверженцев храма это мало
волнует, — им нужен храм, декорум богослужебный, привычная обрядность внешнего
участия их в таинствах и только. В этом вся сущность сергианской церкви. Это
печальное наследие синодального периода церкви, этот показатель угасания духа в Церкви. Все мы —
пастыри, много повинные в сем тяжком грехе перед Церковью, крепко должны в сем каяться.
Еще до появления сергианства, во
время натиска на Церковь со стороны обновленцев и самосвятов, я писал одному
батюшке в ответ на его по сему случаю жалобы: Господь весть, что благодетельнее
теперь для Церкви, сохранение храмов во чтобы ни стало или полное закрытие их. Все наши усилия теперь должны
быть направлены на установление прочных дух[овно-?]
благодатных связей между пастырями и пасомыми, тогда в настоящую бурю Церковь
будет непоколебима пред лицом еще более тонких соблазнов и без храмов.
Теперь мы свидетели того, что
храмы служат не к единению, а к разделению верующих, ибо без храмов не было бы
ни сергианства, ни самосвятства, ни григорианства, ни обновленчества. Идейных
служителей сих совне навязанных учений почти нет, и если бы им не даны были
наши храмы, как трибуны для сеяния соблазна и разложения, то и не было бы у
нас и поводов для настоящих разговоров.
«Горе, имже соблазн приходит»[18],
однако таковые попущены выявиться, и, очевидно, через посредство их
производится «отсев». Каково же наше с Вами место в настоящем плане домостроительства
Божия? А свое место нам отыскать необходимо.
Пастыри отъяты, «поражены». Овцы
рассеялись или уловлены хищниками-наемниками, которые загнали и сторожат овец,
томят их в безводных дебрях. Мы же и не в силах противостоять наемникам, ибо
находятся те под охраной надежной.
Теперь, очевидно, все призваны
на суд, и сами овцы, ибо могли они в свое время и
убежать от «чуждого гласа». Теперь никто ни за кого не ответственен и ответит
каждый за себя.
Да не соблазнится брат мой
чем-либо в словах моих, заподозрив меня в превозношении, прельщении. Спаси
меня, Господь, от греха сего. Я всегда со страхом имею перед собою
предупреждение Апостола: «ты стоишь, — берегись, чтобы не упасть»[19].
Я самого себя прежде всего виню и бичую за грех
церковный невоспитанности русского народа, за грех утверждающегося на сем
богоборческого похода в России.
Каково же мое собственное место
при таком сознании моем? Неключимый и ленивый раб, повинный
в столь страшном грехе пред Церковью, напоминающий все зло, содеянное при его
участии и необходимые последствия сего греха, — что другое должен делать, как
не горько плакаться в содеянном грехе, умолять милосердного Судию дать время
покаяться и по возможности исправить совершенный грех путем противостания злу,
до готовности кровию омыть грех свой.
Нечего нам мечтать и стремиться
к кафедрам, — каждый из нас уже сделал свое. Мы теперь «самим Богом потушенные
свечи» (см. письмо старицы[20]
на стр.[21]).
Если мы умолим Праведного Судию потерпеть на нас, да убелим ризы свои слезами
покаяния, смиренным подвигом «гефсиманской» молитвы заслужим милость, —
Господь еще возжжет нас на свещнице церковней, а если будем мнить, что мы призваны только восседать на кафедрах и начальствовать в
наследии Божием, — то останемся навсегда потушенными.
Подобное стояние наше не может
быть рассматриваемо, как отказ от общественно-церковного служения, ибо таковое
стояние в подвиге, как и каждое духовное выявление, имеет многократное
значение. Работа над очищением своей души будет вместе с тем и накоплением
благодатной духовной силы, а это и будет то единственное, что только и может
быть противоставлено духу злобы, силящемуся утвердить свое царство на место
Церкви Христовой.
Внешнее наше противостание
царству зла может выразиться разве в том, что мы имеющимися еще в нашем распоряжении
средствами будем утверждать, подкреплять вместе с нами предстоящих суду меньших
братьев наших единых с нами по духу, уясняя им путь наш, как правильный и со
стороны канонической, как благословенный предстоятелем Росс[ийской]
Православной] церкви, который из своего заточения поручил передать одному их
собратий наших: «Скажите Вл[ады]ке X, что если он с м[итрополи]том С[ерги]ем,
то у меня нет с ним ничего общего».
Такую свою обязанность я сейчас
и выполняю, в ней я вижу весь смысл моей нежданной свободы. Следом за этим и
Вы, друже мой Вл[ады]ко, получите доказательство сего.
Перечитываю настоящее письмо в
присутствии одного хорошего батюшки и в ответ на его недоумение по поводу
«потушенных свечей» и в предупреждение возможного по сему же недоумения и с
Вашей стороны поясняю следующее. Потушены свечи только в отношении
«начальствования», а не благодатного горения, которое необходимо продолжается
по мере свободы от личных грехов наших. Ни распоряжаться, ни приказывать
теперь кому-либо мы не можем и не должны. Мы можем лишь быть «правилом веры и
образом кротости», яко да стяжем «смирением высокая, нищетою богатая». В силу
такого моего убеждения все мое старание сейчас направлено к тому, чтобы обрести
место, где бы я мог, удалившись в тишину кельи души своей, по возможности
изолировав себя от суеты, должным образом приуготовлять себя на суд Божий.
Помолитесь обо мне, Брате, да
дарует мне Господь сию милость.
Скажу несколько слов по поводу
Вашего (вернее о. Н-я[22])
письма, ответного на мое. Вы, вероятно, не вчитались в
него, если стучите в открытую дверь. Я сказал: «Путь м[итрополита]
С[ерги]я — путь несомненной апостасии. Отсюда и отщетение
благодати у него несомненное. Я нахожу возможным «потерпеть», не
обвинять в беззаконии сознательного сергианства массы простодушных,
непросвещенных», и только потерпеть, ибо завтра они сами побегут к нам, вернее
— те из них, кои «предуставлены ко спасению». История
времен соборов дает нам много примеров такого снисходительного отношения к
«простодушным».
Оба пункта обвинений м[итрополита] С[ерги]я, представленные мне в письме о. Н.[23],
лишены оснований, ибо, как мне известно, оба деяния не доведены м[итрополитом]
С[ергие]м до конца. В моем обвинительном акте тому же м[итрополиту]
С[ерги]ю действительных пунктов обвинения не 2, а 22. Хотите, я когда-либо
представлю Вам?
Дерзну высказать свое мнение в
противовес и второму Вашему возражению. Излияние и действие благодати не представляется
мне как действие струи воды, которой необходимо окачивается всякий подошедший
под открытый кран, или коей всякий может напиться, стоит только ему открыть
рот. Если искать аналогий во внешних явлениях, то действие
благодати представляется мне, как действие света в затхлом подполье, когда
откроют туда доступ солнца: вся нечисть, макрицы, миазмы, гнилостные черви
будут убиты светом или скроются опять во тьму, всякая плесень потребится,
попавшие туда здоровые семена дадут ростки и потянутся к свету, питаясь и претворяясь
в животворящих лучах света и тепла. Поэтому, пока Церковью не пресечен
доступ благодатного света в дебри сергианства, случайно попавшие туда здоровые
семена или растеньица могут еще пользоваться дарами благодати Духа Святого в
меру веры своей, в меру возраста духовного. Мы же вместе с Вами исповедуем,
что одни и те же Св[ятые] тайны служат одним во
спасение, другим «в суд и осуждение».
15-1V-34 г[ода].
ВЕРНО:
ЦА ФСБ РФ. Д. 31265. Л. 75. Незаверенная
машинописная копия послания, обнаруженного при обыске у митрополита Кирилла.
Заголовок принадлежит епископу Дамаскину.
Богословский
сборник. Вып. Х. Москва, Православный Св.-Тихоновский богословский ин-т., 2002
С.454-465.
[1] То есть отступничества от
веры.
[2] «Верующий в Него не судится,
а неверующий уже осужден, потому что не уверовал во имя Единородного Сына
Божия. Суд же состоит в том, что свет пришел в мир; но люди более возлюбили тьму нежели свет, потому что дела их были злы» (Ин 3:18-19).
[3] Известные слова митрополита
Сергия в беседе с ленинградскими оппозиционерами 12 декабря 1927 года. См.:
Акты... С. 538.
[4] «Боязливых
же, и неверных, и скверных, и убийц, и любодеев и чародеев, и идолослужителей, и
всех лжецов участь в озере» (Откр 21:8).
[5] Цитируются
фрагменты из письма митрополита Петра Крутицкого к митрополиту Сергию
Страгородскому (декабрь 1929 года) (см.: Акты. С. 621). Данное письмо епископа
Дамаскина свидетельствует, что письма митрополита Петра к митрополиту Сергию
стали известны ряду святителей.
[6] См. письмо от 19 июня 1929
года // Е. Л. Епископы-исповедники. С. 34. В тексте публикации: «Недостатка в братских увещаниях по отношению к нему за эти два года не
было. Но м[итрополит] Сергий глух к ним. Не расслышит
он и нового, хотя и более строгого окрика».
[7] Так в письмах святителей кирилловского круга часто
называли митрополита Кирилла. Возможно речь идет о
неизвестном воззвании архиепископа Серафима (Самойловича). В некоторых документах
ОГПУ имеются сведения о том, что он «будучи в ссылке в Архангельске, в 1934
году проводил совещание (нелегальное) нескольких ссыльных епископов, от имени которого им было составлено и разослано воззвание,
призывавшее к объединению и решительным контрреволюционным действиям в блоке
со всем оппозиционно настроенным духовенством» (допрос архимандрита Симеона
(Холмогорова) // Архив УФСБ по Ивановской обл. Д. П-8151. С.
222).
[8] Возможно, имеются в виду
письма митрополита Петра (Полянского) к митрополиту Сергию (Страгородскому).
[9] Имеется в виду пребывание в
Соловецком лагере. Ср. фрагмент из письма А. Розанова епископу Дамаскину в 1929
году: «...В настоящее время неудивительно было бы то обстоятельство, если бы
кто из нас в одно прекрасное время очутился прямо на луне». Д. П-8979. Л. 136).
[10] Пс 97:7-9: «Да подвижится
море и исполнение его, вселенная и все живущие на ней. Реки восплещут рукою
вкупе, горы возрадуются. От лица Господня, яко грядет, яко идет судити земли,
судити вселенней в правду, и людем правостию».
[11] «Бог нам Прибежище и Сила,
Помощник в скорбех, оберетших ны зело. Сего ради не убоимся, внегда смущается земля и прелагаются горы в сердца морская».
[12] См. первое письмо епископа
Дамаскина митрополиту Сергию (Страгородскому), где цитируется послание апостола
Павла: «Ибо время начаться суду с дома Божия; если же прежде с нас начнется, то
какой конец непокоряющимся Евангелию Божию? (1 Пет 4:17).
[13] Примечание епископа
Дамаскина: «В настоящее время нет ни одного правосл[авного]
архиерея, пребывающего на кафедре».
[14] В источнике: разномыслянам.
[15] 1 Кор 11:19.
[16] 10 мая
1934 года Заместителем Патриаршего Местоблюстителя митрополитом Сергием и
Священным Синодом был издан циркулярный указ, по которому митрополиту Сергию присваивался
титул «Блаженнейший Митрополит Московский и Коломенский» (Акты. С. 703-704).
[17] Примечание епископа
Дамаскина: «О титуляции было известно гораздо ранее 2/Л/, таким образом этим
обнаруживается ложь м[итрополита] С[ерги]я, будто это
произошло для него «неожиданно» (Пишу сие 15 мая)».
[18] Лк 17:1.
[19] 1 Кор 10:12.
[20] Вероятно, имеется в виду
весьма чтимая выдающимися митрополитом Агафангелом
Ярославским и архиепископом Серафимом Угличским старица Ксения, проживавшая
вблизи г. Рыбинска.
[21] Так в тексте. Письмо не обнаружено.
[22] Неустановленное лицо.
[23] Примечание епископа
Дамаскина: «Снятие клятв собора 66 г[ода) и
реабилитация В. Путяты, быв[шего] архиепископа». Знак сноски в копии
отсутствует, нами поставлен условно.