1906, 29
апреля.
ПИСЬМО ЕПИСКОПА АНТОНИЯ (ХРАПОВИЦКОГО) СТАРООБРЯДЧЕСКОМУ АРХИЕПИСКОПУ
ИОАННУ (КАРТУШИНУ).
«29 апреля
Смиренный и грешный Антоний, Божиею милостию Епископ Волынский и
Житомирский старообрядческому Владыке Иоанну, чтимому своею паствою за
богомольную жизнь и дух смиренномудрия, — радоваться.
Призванный Духовною Властью для
обсуждения мер к восстановлению единства народа русского в Христовой Церкви и
вместе с некими благоговейнейшими иереями единоверческих приходов, а равно и с
мирянами, трудящимися в духовном писательстве, получил я некоторые заявления
от старообрядцев, Вашего священства держащихся, с просьбою о приглашении их
духовных пастырей и начетчиков для совместного обсуждения сих дел.
Но и сверх того, всегда
оплакивая наше печальное для Божественных Апостолов и радостное для злочестивых
бесов разделение и призывая в помощь своему убогому усердию молитвы святых
угодников Российских, утвердивших на родине нашей правую веру, по влечению
собственного сердца, простираю руки к Вашей любви и прошу Вас и собратий
Ваших: отложив греховное ожесточение друг ко другу и, помолившись Богу, сойдемся
на беседу о делах церковных. Поминайте пример святых и пребожественных Отец, в
Карфагене древле собравшихся. Они в 80-м правиле своего святого и любезного
Христу Богу собора постановили составить послание к разделившимся с церковными
чадами донатистам, призывая их к единению и нарицая их заранее братиями.
Сии донатисты не беша еретицы,
ни исказители Божественной веры, но весьма ревнуя о строгости церковных правил,
осудили Христову Церковь за благоснисхождение ее и в великом множестве людей и
епископов укоснели в греховном разделении. Посему, не укоряя их, но уважая их
ревность, свв. Отцы сами спешат простирать им объятия любви и просят, обсудив
послание их, прислать к ним представителей своих для бесед о Божественном
законе и о соединении всех во единой святой, соборной и апостольской Церкви.
Прошу и я, грешнейший из всех, но верующий евангельским обетованиям, присылайте
в северную столицу мужей от среды вашей, приявших рукоположение, и мирских,
четыре или пять человек, дабы обсудить вкупе с моими собратиями, без огласки и
шума, в келиях Ярославского Подворья (Николаевская набережная, 39) пути
Божественного Промысла для уврачевания наших двухсотлетних скорбей.
То священство, которое получили
Вы через Амвросия митрополита нашего, желал бы я, грешный, утвердить за Вами
через примирение со Вселенскою Церковью. Сие желание есть мое и
некоторых из собратий наших, но всем еще не говорено о том, да и говорить
боимся, ибо, хотя по моему личному рассмотрению святых канонов сие не есть
невозможно, но доколе от Вас равной любви не будет явлено, едва ли глагол сей
примется с доверием от Вселенских патриархов и епископов Российских. Видим мы
из первого правила Святого и Небоявленного Василия, что он исповедует
возможность принимать в сущем сане отделившихся, хотя и утверждает, что в
отделении уже престает священство и всякое другое таинство, а сохраняется
только его внешность, которая не ко очищению, а к омрачению отделяющихся
бывает, якоже и Святии Отцы, иже в Карфагене 68-м правилом утвердиша. Обаче
вся сия по восстановлении единства церковного паки восполняются спасительным
даром освящающей благодати даже и без нового действия хиротонии, если на сие
последует соизволение Церкви, руководящейся не суровостью прещающего закона, но
снисхождением ради духовной множества людей пользы.
В таком уповании аз грешный
утвердихся, и если у смотрите я навстречу грядущая ревность Ваша о единении
церковном, то сии мысли буду со всяким дерзновением сообщать собратиям
своим по епископству, дабы сотворить велию радость на небеси Сыну
Человеческому со святыми ангелы, дабы утешился Пастырь Добрый, и поныне
невидимо ходящий по дебрям и горам, и заблудших овец Своих ищущий. «Ему,
возлюбившему нас и омывшему нас от грехов наших кровию Своею, и соделавшему нас
царями и священниками Богу и Отцу Своему, слава и держава во веки веков.
Аминь». Итак, да будет милостив Господь и Бог наш Иисус Христос и да вложит в
сердца ваши, о братие, слово взаимной любви и мира, да упразднится
святотатственное разделение (103-м правило Карфагенского собора) и да
прославится Святая Церковь во всем мире. О сем прошу и Ваших к Богу молитв».
1906, 20 мая.
ОТВЕТНОЕ ПОСЛАНИЕ ПИСЬМО СТАРООБРЯДЧЕСКОГО АРХИЕПИСКОПА
ИОАННА (КАРТУШИНА) ЕПИСКОПУ АНТОНИЮ (ХРАПОВИЦКОМУ).
«Смиренного Иоанна Архиепископа Моск-Старообрядческаго. Многоученому и
Любомудрому Антонию Епископу Волынскому и Житомирскому.
Исполненное християнской любви
Ваше послание к моему смирению с простертием Ваших рук и сердечнаго влечения, я
приветствую с душевною благодарностию.
Предложение же Ваше о присылке
в северную столицу мужей из среды нашей, приявших рукоположение и мирских, в коммисию
для обсуждения мер к восстановлению единства русскаго Християнства, очинь
важное, но к сожалению едва ли осуществимое.
Не по греховному ожесточению
друг к другу, а по тем понятием и убеждением, каковыя в течение 250 лет между
нами и вами, в самой духовной жизни сложились.
Старообрядцы, напуганные
реформами патриарха Никона, ко всему новому относятся всегда с большим
недоверием. Поетому нам, служителям Церкви, приходится при каждом новом вопросе
опасатся неприятных последствий.
Вследствие сего, прежде чем
назначить наших собеседников в комиссию необходимо, требуется с нашей стороны
высказать свой взгляд по вопросу восстановления единства в русском
Християнстве. Взгляд етот следующий:
Единение весьма желательно; о
сем молит ежедневно и св. Церковь: «о мире всего мира и о совокуплении всех»;
во имя сего и отцы Карфагенскаго собора приглашали увлеченных в раздор данатом.
Но суть дела в том, что данатисты хотя и не так далеко от Православия ушли как
другие, однако же ушли; старообрядцы же, оставшись в до никоновской
Православной Церкви, нисколько от древняго Православия не ушли, и по етому им
нет нужды делать уступки для единения с какою либо церковию от падшего от
древнего дониконовскаго Православия.
По сему предприятие Ваше к
восстановлению единства рускаго Християнства можит осуществится толко
посредством полного возвращенная Вашего к дониконовскому Православию, при
отмене всех новшеств, и при отречении от тех порицаний и клятв, каковыми за
двух вековой пириод обоготилась господствующая в Росии Церковь.
Тогда, только тогда совершится
величайший важности событие с несомненно отрадными последствиями, как в
духовном, так и в гражданском отношении. Во-первых: упаваем исчезнет неверие
во-вторых, все руския християни, не имея чем упрекнут, объединятся воединой
древнеправославной Христовой Церкви. А поступись старообрядчество чем либо
новообрядчеству, оно растворится в разные свободомыслия. Господствующая же
Церковь будет идти тем же путем, каковым шла до сего времени.
Из етого нашего изложения Вам
видно будет, на сколько нужны или не нужны наши собеседники в Вашей комиссии.
Желательно получить на сие — Ваше заключение.
Да поспешит Вам Господь Бог
восстановить древние, до никоновское Православие. С неуклонным исполнением свв.
церковных правил, Божиею милостию смиренный Иоанн, Архиепископ
Моск-Старообрядческий.
1906, 23 мая.
ВТОРОЕ ПИСЬМО ЕПИСКОПА АНТОНИЯ (ХРАПОВИЦКОГО)
СТАРООБРЯДЧЕСКОМУ АРХИЕПИСКОПУ ИОАННУ (КАРТУШИНУ).
«Сегодня имел я честь получить
послание Ваше, достолюбезный Владыко старообрядцев, и спешу ответить Вам, что
желание Ваше касательно снятия клятв с древнерусских обрядов в нашей
подкомиссии тоже исповедуется, чему доказательством являются напечатанные
журналы ее заседаний, что посылаю Вам отдельно. Из этих журналов, отпечатанных
в «Церковных ведомостях», № 17, Вы увидите, что не ради угождения старообрядцам,
а по искреннему своему убеждению наша комиссия желает сохранить внутри
Церкви древнерусский чин не временно, а навсегда и притом с нарочитыми
епископами сего чина. Правда, там старообрядцы названы раскольниками, но сие
слово допущено потому, что писали мы тогда для себя самих и не думали, что
придется Вам это посылать, как равно не обидимся и мы, узнав, что на своем
собрании Вы нас называли никонианами.
Если же и по прочтении всего,
напечатанного там, останутся у Вас сомнения, то для того и просим мы
пожаловать Вас и Ваших на рассуждение, да при устех двою или триех свидетелей
станет всяк глагол. Особенно было бы отрадно, если бы Вы сами благоволили
пожаловать в Петроград, навестили бы свою паству, осиротевшую после усопшего
Владыки Виталия, да и с нами побеседовали бы не для препирательства, а для
отыскания пути к блаженному единению во Христе Иисусе, Господе нашем, Ему же
слава и держава, честь, поклонение со Отцем и Св. Духом во веки веков. Аминь.
Смиренный Антоний, Архиепископ Волынский».
Антоний (Храповицкий), митрополит. Слова, беседы и речи (О жизни по
внутреннему человеку). СПб. «Библиополис», 2002 С.441-444.