1906, 29 апреля.

 

ПИСЬМО ЕПИСКОПА АНТОНИЯ (ХРАПОВИЦКОГО) СТАРООБРЯДЧЕСКОМУ АРХИЕПИСКОПУ ИОАННУ (КАРТУШИНУ).

 

«29 апреля

Смиренный и грешный Антоний, Божиею милостию Епископ Волын­ский и Житомирский старообрядческому Владыке Иоанну, чтимо­му своею паствою за богомольную жизнь и дух смиренномудрия, — радоваться.

Призванный Духовною Властью для обсуждения мер к восстановле­нию единства народа русского в Христовой Церкви и вместе с некими благоговейнейшими иереями единоверческих приходов, а равно и с миряна­ми, трудящимися в духовном писательстве, получил я некоторые заяв­ления от старообрядцев, Вашего священства держащихся, с просьбою о приглашении их духовных пастырей и начетчиков для совместного обсуж­дения сих дел.

Но и сверх того, всегда оплакивая наше печальное для Божественных Апостолов и радостное для злочестивых бесов разделение и призывая в помощь своему убогому усердию молитвы святых угодников Российских, утвердивших на родине нашей правую веру, по влечению собственного сердца, простираю руки к Вашей любви и прошу Вас и собратий Ваших: отложив греховное ожесточение друг ко другу и, помолившись Богу, сой­демся на беседу о делах церковных. Поминайте пример святых и пребожественных Отец, в Карфагене древле собравшихся. Они в 80-м правиле сво­его святого и любезного Христу Богу собора постановили составить посла­ние к разделившимся с церковными чадами донатистам, призывая их к единению и нарицая их заранее братиями.

Сии донатисты не беша еретицы, ни исказители Божественной веры, но весьма ревнуя о строгости церковных правил, осудили Христову Цер­ковь за благоснисхождение ее и в великом множестве людей и епископов укоснели в греховном разделении. Посему, не укоряя их, но уважая их рев­ность, свв. Отцы сами спешат простирать им объятия любви и просят, обсу­див послание их, прислать к ним представителей своих для бесед о Божест­венном законе и о соединении всех во единой святой, соборной и апостоль­ской Церкви. Прошу и я, грешнейший из всех, но верующий евангельским обетованиям, присылайте в северную столицу мужей от среды вашей, при­явших рукоположение, и мирских, четыре или пять человек, дабы обсу­дить вкупе с моими собратиями, без огласки и шума, в келиях Ярославско­го Подворья (Николаевская набережная, 39) пути Божественного Промыс­ла для уврачевания наших двухсотлетних скорбей.

То священство, которое получили Вы через Амвросия митрополита на­шего, желал бы я, грешный, утвердить за Вами через примирение со Все­ленскою Церковью. Сие желание есть мое и некоторых из собратий на­ших, но всем еще не говорено о том, да и говорить боимся, ибо, хотя по моему личному рассмотрению святых канонов сие не есть невозможно, но доколе от Вас равной любви не будет явлено, едва ли глагол сей примется с доверием от Вселенских патриархов и епископов Российских. Видим мы из первого правила Святого и Небоявленного Василия, что он исповедует возможность принимать в сущем сане отделившихся, хотя и утверждает, что в отделении уже престает священство и всякое другое таинство, а со­храняется только его внешность, которая не ко очищению, а к омрачению отделяющихся бывает, якоже и Святии Отцы, иже в Карфагене 68-м пра­вилом утвердиша. Обаче вся сия по восстановлении единства церковного паки восполняются спасительным даром освящающей благодати даже и без нового действия хиротонии, если на сие последует соизволение Церкви, руководящейся не суровостью прещающего закона, но снисхождением ради духовной множества людей пользы.

В таком уповании аз грешный утвердихся, и если у смотрите я навстре­чу грядущая ревность Ваша о единении церковном, то сии мысли буду со всяким дерзновением сообщать собратиям своим по епископству, дабы сотворить велию радость на небеси Сыну Человеческому со святыми ангелы, дабы утешился Пастырь Добрый, и поныне невидимо ходящий по дебрям и горам, и заблудших овец Своих ищущий. «Ему, возлюбившему нас и омывшему нас от грехов наших кровию Своею, и соделавшему нас царями и священниками Богу и Отцу Своему, слава и держава во веки ве­ков. Аминь». Итак, да будет милостив Господь и Бог наш Иисус Христос и да вложит в сердца ваши, о братие, слово взаимной любви и мира, да упраз­днится святотатственное разделение (103-м правило Карфагенского собо­ра) и да прославится Святая Церковь во всем мире. О сем прошу и Ваших к Богу молитв».

 

1906, 20 мая.

 

ОТВЕТНОЕ ПОСЛАНИЕ ПИСЬМО СТАРООБРЯДЧЕСКОГО АРХИЕПИСКОПА ИОАННА (КАРТУШИНА) ЕПИСКОПУ АНТОНИЮ (ХРАПОВИЦКОМУ).

 

«Смиренного Иоанна Архиепископа Моск-Старообрядческаго. Многоученому и Любомудрому Антонию Епископу Волынскому и Житомирскому.

Исполненное християнской любви Ваше послание к моему смирению с простертием Ваших рук и сердечнаго влечения, я приветствую с душев­ною благодарностию.

Предложение же Ваше о присылке в северную столицу мужей из среды нашей, приявших рукоположение и мирских, в коммисию для обсуждения мер к восстановлению единства русскаго Християнства, очинь важное, но к сожалению едва ли осуществимое.

Не по греховному ожесточению друг к другу, а по тем понятием и убеж­дением, каковыя в течение 250 лет между нами и вами, в самой духовной жизни сложились.

Старообрядцы, напуганные реформами патриарха Никона, ко всему но­вому относятся всегда с большим недоверием. Поетому нам, служителям Церкви, приходится при каждом новом вопросе опасатся неприятных по­следствий.

Вследствие сего, прежде чем назначить наших собеседников в комис­сию необходимо, требуется с нашей стороны высказать свой взгляд по во­просу восстановления единства в русском Християнстве. Взгляд етот сле­дующий:

Единение весьма желательно; о сем молит ежедневно и св. Церковь: «о мире всего мира и о совокуплении всех»; во имя сего и отцы Карфагенскаго собора приглашали увлеченных в раздор данатом. Но суть дела в том, что данатисты хотя и не так далеко от Православия ушли как другие, одна­ко же ушли; старообрядцы же, оставшись в до никоновской Православной Церкви, нисколько от древняго Православия не ушли, и по етому им нет нужды делать уступки для единения с какою либо церковию от падшего от древнего дониконовскаго Православия.

По сему предприятие Ваше к восстановлению единства рускаго Хрис­тиянства можит осуществится толко посредством полного возвращенная Вашего к дониконовскому Православию, при отмене всех новшеств, и при отречении от тех порицаний и клятв, каковыми за двух вековой пириод обоготилась господствующая в Росии Церковь.

Тогда, только тогда совершится величайший важности событие с не­сомненно отрадными последствиями, как в духовном, так и в гражданском отношении. Во-первых: упаваем исчезнет неверие во-вторых, все руския християни, не имея чем упрекнут, объединятся воединой древнеправославной Христовой Церкви. А поступись старообрядчество чем либо новообрядчеству, оно растворится в разные свободомыслия. Господствующая же Церковь будет идти тем же путем, каковым шла до сего времени.

Из етого нашего изложения Вам видно будет, на сколько нужны или не нужны наши собеседники в Вашей комиссии. Желательно получить на сие — Ваше заключение.

Да поспешит Вам Господь Бог восстановить древние, до никоновское Православие. С неуклонным исполнением свв. церковных правил, Божиею милостию смиренный Иоанн, Архиепископ Моск-Старообрядческий.

 

1906, 23 мая.

 

ВТОРОЕ ПИСЬМО ЕПИСКОПА АНТОНИЯ (ХРАПОВИЦКОГО) СТАРООБРЯДЧЕСКОМУ АРХИЕПИСКОПУ ИОАННУ (КАРТУШИНУ).

 

«Сегодня имел я честь получить послание Ваше, достолюбезный Владыко старообрядцев, и спешу ответить Вам, что желание Ваше касательно снятия клятв с древнерусских обрядов в нашей подкомиссии тоже испове­дуется, чему доказательством являются напечатанные журналы ее засе­даний, что посылаю Вам отдельно. Из этих журналов, отпечатанных в «Цер­ковных ведомостях», № 17, Вы увидите, что не ради угождения старооб­рядцам, а по искреннему своему убеждению наша комиссия желает сохра­нить внутри Церкви древнерусский чин не временно, а навсегда и притом с нарочитыми епископами сего чина. Правда, там старообрядцы названы рас­кольниками, но сие слово допущено потому, что писали мы тогда для себя самих и не думали, что придется Вам это посылать, как равно не обидимся и мы, узнав, что на своем собрании Вы нас называли никонианами.

Если же и по прочтении всего, напечатанного там, останутся у Вас со­мнения, то для того и просим мы пожаловать Вас и Ваших на рассуждение, да при устех двою или триех свидетелей станет всяк глагол. Особенно было бы отрадно, если бы Вы сами благоволили пожаловать в Петроград, навес­тили бы свою паству, осиротевшую после усопшего Владыки Виталия, да и с нами побеседовали бы не для препирательства, а для отыскания пути к блаженному единению во Христе Иисусе, Господе нашем, Ему же слава и держава, честь, поклонение со Отцем и Св. Духом во веки веков. Аминь.

Смиренный Антоний, Архиепископ Волынский».

 

Антоний (Храповицкий), митрополит. Слова, беседы и речи (О жизни по внутреннему человеку). СПб. «Библиополис», 2002 С.441-444.

 



Hosted by uCoz