Письмо митрополита Филарета Дроздова о единоверии.
Преосвященнейший
Владыко, Возлюбленный о Господе Брат!
Угодно Вам
знать, что думаю я, по вопросу о развитии начала единоверия, и о браке
раскольника в церкви. Скажу вкратце.
Единоверие не
есть начало. Начало есть православие; а единоверие — отрасль, или
движение сего начала к стороне раскола, для приближения отчужденных к единству
церкви и иерархии. При сем оказано все возможное снисхождение; и продолжить сие
движение далее значило бы погружать церковь в раскол.
Прибавить к
Единоверческим священникам единоверческого епископа в настоящее время было бы
бесполезно, или даже вредно. Он не был бы значительно привлекающею силою:
потому что раскольники развлечены лжеиерархиею.
Таинства
установлены для вступающих в церковь и для находящихся в церкви. Следственно
нельзя составить правила, что бы венчать браки раскольников в церкви.
Но есть ли, по
какому-нибудь случаю, раскольники в церкви венчаны: можно почитать брак их
действительным. Ибо не тща благодать Святыя церкви в таинстве, и для того, кто
не совсем достоин
Есть ли знаете
что лучшее и более точно, да будет по Вашему разумению
Мая 19-го 1864
г. Ф.М.Московский.
Письма Московского митрополита Филарета к
покойному архиепископу Тверскому Алексию. 1843-1867. М., 1883 С.257.