СВЯТО-ТРОИЦКОЙ
СЕРГИЕВОЙ ЛАВРЫ ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ БИБЛИОТЕКА
ОПИСЬ
1906 г. ОТДЕЛ 7, № 259
Донесение Митрополита
Московского Филарета (Дроздова) Синоду по делу о старообрядческих священниках.
1857 г. (4 л.)
В.П.
М.А. и О.
В записке,
препровожденной к В.В., изложены крайние затруднения, которые произошли бы в
случае исполнения дать раскольникам священников от гражданского начальства.
Трудно представить,
чтобы на оные было обращено внимание, когда не сомнительно, что и гражданские
законы изменять по желанию какой-либо непокоримой
партии было бы вредно и несообразно с достоинствами Государственного
правительства, а тем более нарушать церковные правила по желанию раскольников,
что впрочем изменить некоторые законы гражданские —
зависит от власти государственной. А изменить церковные законы, основанные на
Слове Божием, и на правилах Святых Соборов, от
нынешней церковной власти не зависит. Чтобы поколебать церковные правила,
относящиеся до иерархии, значило бы поколебать и самую иерархию,
и произвести в духовном здании Церкви расселину. Известно ли, что минута
землетрясения может произвесть в самом (стенном)
здании такую расселину, которая долго или совсем не позволит возвратить оному
прежнюю совершенную целость...
Должно полагать, что не
останется усмотренным такое близкое неблагоприятное последствие от
предоставления раскольникам священников, независимых от духовного начальства —
потрясение может быть даже до разрушения церквей единоверческих. Уже один
слух о том, что мысль о гражданских для раскольников священниках пользуется
сильным покровительством по влиянию многочисленных богатых, сильных
раскольников, произвел то, что немалое число новых единоверцев поколебались, и
даже вопреки ясным доказательствам и собственноручным подпискам против совести
объявили себя неприсоединенными к единоверческой
Церкви, о чем и Св. Синоду доложено. Посему, когда сии
многочисленные богатые, сильные раскольники отправляют свое Богослужение в
двух огромных и великолепных часовнях Рогожского кладбища, нельзя не опасаться,
что немногочисленные прихожане Малой Единоверческой Никольской церкви,
притесняемые и теперь, как известно Св.Синоду, подвергнутся
крайнему искушению. Действиями такого перевеса раскола над единоверием не может
не отозваться во всей России, чему уже опытные доказательства видите в письме
Екатеринбургского единоверца. Рогожинские
раскольники отправляют благодарственное Богослужение за внесение в ревизию
незаконных браков, а Сибирские единоверцы страждут, а сибирские раскольники
ободряются в своем упорстве.
Между тем, по здешним
слухам, усиливается надежда раскольников воспользоваться снисхождением
правительства свыше меры и отторгнуть себе от Церкви священников. При
размышлении о угрожающих от сего последствиях, вновь с
силою встает долго озабочивающий вопрос, нет ли еще средства со стороны духовного
начальства оказывать споспешествование снисхождению
правительства к раскольникам без нарушения церковных правил и без опасности
расстройства иерархии?
Призывая в помощь
Божественного Пастыреначальника, Господа нашего
Иисуса Христа, и призывая молитвы Святителей Петра, Алексия, Ионы, Филиппа,
решаюсь представить суждению иерархии следующие
предложения.
1) Учредить в Московской
Епархии Второго Викария с наименованием епископа
Богородского (уезд города Богородска имеет одну
Церковь с служением по чину единоверческому и наибольшее из всех уездов
Московской епархии число раскольников).
2) Поручить ему особо
Единоверческие Церкви Московской епархии.
3) По усмотрению надобности
и по удобству можно поручить ему Единоверческие Церкви и некоторых ближайших
епархий.
4) Пребывание его
основать при существующей, благолепно устроенной Церкви единоверческого в
Москве кладбища, при котором есть и два двухэтажные каменные здания. Здесь устроить
Архиерейский Дом и вместе единоверческий монастырь по подобию Чудова.
5) Епископу Богородскому подчинить Богородское Духовное правление,
чтобы оно заменяло ему консисторию для единоверческих дел.
6)
Разрешить ему в виде опыта по желанию прихожан часовен рогожского
богадельного дома с согласия Московского Епархиального Архиерея от одного до
трех заштатных священников, честного поведения, по наставлении в чине
церковного служения по старопечатным книгам допустить совершать в часовне рогожского богадельного дома Вечерню, Утреню, Часы, Молебные пения, Таинства покаяния, Крещения, Миропомазания,
брака, Елеоосвящения, погребения и поминовения
усопших, а также и
в домах означенных прихожан.
7) Предпринятием
сего поручения священник должен пред Св.Евангелием и
Крестом дать епископу обещание, что он, приемля по снисхождению даемого поручения совершать служение между неприсоединенными к Православной Церкви, пребывает и
пребудет в соединении с Православной Церковью неизменно, что не совершит ни над
кем, а тем паче не допустит совершить над собою действия, которым бы знаменовалось
отчуждение от Православной Церкви как осуждение и проклятие на нее.
8) Епископ Богородский
от таковых священников требовать будет отчета в их служении и плода оного.
9) Если прихожане
часовен будут благоговейно слушать Богослужение, совершаемое такими
священниками, принимать от них благословение, исповедываться у них, и если по должном на исповеди испытании
совести их признаны будут достаточными и получат разрешение грехов священническою
молитвою и благословением, то в лице таковых отчуждение от Православной
Церкви можно признать прекратившимся.
10) По довольном
наблюдении священников над таковыми прихожанами, если сии будут продолжать
являть усердие к Церковному Богослужению, доброе житие по заповедям Божиим и доброе расположение к данному им священнику, то
можно будет удостоивать и причащения Св. Таин, на каковый конец
представить их священнику совершать Литургию в одной из единоверческих церквей
для приготовления Запасных Святых Даров.
11) По той мере, как
таковых устроение будет утверждаться и распространяться в сих прихожанах, можно
будет приступить и к рассуждению о том, чтобы одну из часовен их обратить в
Церковь освящением ее на древнем Антиминсе.
12) Если Бог благословит сей опыт желаемыми плодами умиротворения и
духовного благоустроения, то те же меры постепенно
применять к некоторым другим значительным часовням, находящимся среди
множества обывателей, чуждающихся Церкви и пользующихся с 1827 г. терпимостью.
Представляю сии предположения на испытание Вашему В. — И если найдете их не
неудобоисполнимыми и другими членами Св.Синода, то
будет по слову Писания, спасение во мнозе совете.
Повторяю, что представляю на испытание, потому что я старался открыть путь к
выходу из затруднения, но достиг ли сего, решительно утверждать не смею.
Декабр. 24, 1857 г.
Династия Романовых в письмах Митрополита Филарета: Архивные
находки. сост.
С.Шевченко. М., [Изд. ц. Покрова в Медведково], 1999 С.8-11.