СВЯТО-ТРОИЦКОЙ СЕРГИЕВОЙ ЛАВРЫ ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ БИБЛИОТЕКА

ОПИСЬ 1906 г. ОТДЕЛ 7, № 259

Донесение Митрополита Московского Филарета (Дроздова) Синоду по делу о старообрядческих священниках. 1857 г. (4 л.)

  

В.П.

М.А. и О.

 

В записке, препровожденной к В.В., изложены крайние за­труднения, которые произошли бы в случае исполнения дать рас­кольникам священников от гражданского начальства.

Трудно представить, чтобы на оные было обращено внима­ние, когда не сомнительно, что и гражданские законы изменять по желанию какой-либо непокоримой партии было бы вредно и несообразно с достоинствами Государственного правительст­ва, а тем более нарушать церковные правила по желанию рас­кольников, что впрочем изменить некоторые законы гражданские — зависит от власти государственной. А изменить церков­ные законы, основанные на Слове Божием, и на правилах Свя­тых Соборов, от нынешней церковной власти не зависит. Что­бы поколебать церковные правила, относящиеся до иерархии, значило бы поколебать и самую иерархию, и произвести в ду­ховном здании Церкви расселину. Известно ли, что минута землетрясения может произвесть в самом (стенном) здании та­кую расселину, которая долго или совсем не позволит возвра­тить оному прежнюю совершенную целость...

Должно полагать, что не останется усмотренным такое близ­кое неблагоприятное последствие от предоставления раскольни­кам священников, независимых от духовного начальства — по­трясение может быть даже до разрушения церквей единоверчес­ких. Уже один слух о том, что мысль о гражданских для расколь­ников священниках пользуется сильным покровительством по влиянию многочисленных богатых, сильных раскольников, про­извел то, что немалое число новых единоверцев поколебались, и даже вопреки ясным доказательствам и собственноручным под­пискам против совести объявили себя неприсоединенными к единоверческой Церкви, о чем и Св. Синоду доложено. Посему, когда сии многочисленные богатые, сильные раскольники от­правляют свое Богослужение в двух огромных и великолепных часовнях Рогожского кладбища, нельзя не опасаться, что немно­гочисленные прихожане Малой Единоверческой Никольской церкви, притесняемые и теперь, как известно Свиноду, под­вергнутся крайнему искушению. Действиями такого перевеса раскола над единоверием не может не отозваться во всей России, чему уже опытные доказательства видите в письме Екатеринбург­ского единоверца. Рогожинские раскольники отправляют благо­дарственное Богослужение за внесение в ревизию незаконных браков, а Сибирские единоверцы страждут, а сибирские расколь­ники ободряются в своем упорстве.

Между тем, по здешним слухам, усиливается надежда расколь­ников воспользоваться снисхождением правительства свыше ме­ры и отторгнуть себе от Церкви священников. При размышлении о угрожающих от сего последствиях, вновь с силою встает долго озабочивающий вопрос, нет ли еще средства со стороны духов­ного начальства оказывать споспешествование снисхождению правительства к раскольникам без нарушения церковных правил и без опасности расстройства иерархии?

Призывая в помощь Божественного Пастыреначальника, Гос­пода нашего Иисуса Христа, и призывая молитвы Святителей Петра, Алексия, Ионы, Филиппа, решаюсь представить сужде­нию иерархии следующие предложения.

1) Учредить в Московской Епархии Второго Викария с наиме­нованием епископа Богородского (уезд города Богородска имеет одну Церковь с служением по чину единоверческому и наибольшее из всех уездов Московской епархии число рас­кольников).

2) Поручить ему особо Единоверческие Церкви Московской епархии.

3) По усмотрению надобности и по удобству можно поручить ему Единоверческие Церкви и некоторых ближайших епар­хий.

4) Пребывание его основать при существующей, благолепно устроенной Церкви единоверческого в Москве кладбища, при котором есть и два двухэтажные каменные здания. Здесь уст­роить Архиерейский Дом и вместе единоверческий монастырь по подобию Чудова.

5) Епископу Богородскому подчинить Богородское Духовное правление, чтобы оно заменяло ему консисторию для едино­верческих дел.

6) Разрешить ему в виде опыта по желанию прихожан часовен рогожского богадельного дома с согласия Московского Епар­хиального Архиерея от одного до трех заштатных священни­ков, честного поведения, по наставлении в чине церковного служения по старопечатным книгам допустить совершать в ча­совне рогожского богадельного дома Вечерню, Утреню, Часы, Молебные пения, Таинства покаяния, Крещения, Миропома­зания, брака, Елеоосвящения, погребения и поминовения усопших, а также и в домах означенных прихожан.

7) Предпринятием сего поручения священник должен пред Сввангелием и Крестом дать епископу обещание, что он, приемля по снисхождению даемого поручения совершать слу­жение между неприсоединенными к Православной Церкви, пребывает и пребудет в соединении с Православной Церковью неизменно, что не совершит ни над кем, а тем паче не допу­стит совершить над собою действия, которым бы знаменова­лось отчуждение от Православной Церкви как осуждение и проклятие на нее.

8) Епископ Богородский от таковых священников требовать будет отчета в их служении и плода оного.

9) Если прихожане часовен будут благоговейно слушать Бого­служение, совершаемое такими священниками, принимать от них благословение, исповедываться у них, и если по должном на исповеди испытании совести их признаны будут достаточ­ными и получат разрешение грехов священническою молит­вою и благословением, то в лице таковых отчуждение от Пра­вославной Церкви можно признать прекратившимся.

10) По довольном наблюдении священников над таковыми прихожанами, если сии будут продолжать являть усердие к Церковному Богослужению, доброе житие по заповедям Божиим и доброе расположение к данному им священнику, то можно будет удостоивать и причащения Св. Таин, на каковый конец представить их священнику совершать Литургию в од­ной из единоверческих церквей для приготовления Запасных Святых Даров.

11) По той мере, как таковых устроение будет утверждаться и распространяться в сих прихожанах, можно будет приступить и к рассуждению о том, чтобы одну из часовен их обратить в Церковь освящением ее на древнем Антиминсе.

12) Если Бог благословит сей опыт желаемыми плодами умиротворения и духовного благоустроения, то те же меры посте­пенно применять к некоторым другим значительным часов­ням, находящимся среди множества обывателей, чуждающих­ся Церкви и пользующихся с 1827 г. терпимостью. Представляю сии предположения на испытание Вашему В. — И если найдете их не неудобоисполнимыми и другими членами Свинода, то будет по слову Писания, спасение во мнозе совете. Повторяю, что представляю на испытание, потому что я ста­рался открыть путь к выходу из затруднения, но достиг ли сего, решительно утверждать не смею.

Декабр. 24, 1857 г.

 

Династия Романовых в письмах Митрополита Филарета: Архивные находки. сост. С.Шевченко. М., [Изд. ц. Покрова в Медведково], 1999 С.8-11.

 



Hosted by uCoz